Игра: Dragon Age 2 (DA2)
Разработчик: BioWare Corp
Дата релиза: 08.03.2011
как всегда многА букАв, СПОЙЛЕРЫ, картинки, музыка, видеоОбщевпечатлительное, плюсы-минусыПоследний
Будучи в два раза короче ДАО, и почти в четыре(!) ДАИ, эта игра оставила, внезапно, крайне положительные впечатления. Один из тех случаев, когда категорически не стоит доверять чужим отзывам, а надо составлять свой собственный. Исходя из возраста игры (игра выпущена через 2 года после ДАО и за четыре года до ДАИ) я готовилась к тому, что увижу чуть более лучше нарисованную копию ДАО, с более худшим сюжетом и моральными выборами (судя по отзывам фанатов), а оказалось все наоборот – игра куда ближе к ДАИ, чем к ДАО. Нет, конечно, текстуры лиц, мимика (как и графика вообще) по сравнению с ДАИ очень сильно отстают (мягко говоря) да и сравнение с ДАО не везде будет в пользу ДА2 (ре-дизайн эльфов не понравился категорически >.< ) но в остальном все не так плохо, как многие пишут. Отсылки к ДАО, как и предпосылки к ДАИ, расставлены по всему сюжету и дополнениям просто отлично.
Конечно, прохалявили биовары очень много. Одни и те же локации, которые приходится обходить снова и снова из года в год повествования игры, страдают не только от крайне малого своего количества, повторяемости и однообразия, но и от недостатка внимания к деталям даже в том, что таки было нарисовано. Вполне понятно почему, после волны критики на ДА2, биовары уделили такое огромное внимание именно к локациям в ДАИ. ЛОРа в ДА2 тоже очень мало, разве что в дополнениях с ним хорошо, но все равно в «исторического детектива» не поиграть совсем . Что касается дополнений – то это вообще отдельная песня. Давненько мне так долго и упорно не приходилось плясать с бубном, ибо оригин, как оказалось, раздает битые дополнения к ДА2 за деньги, и это никого не волнует >.< Т.е. помимо того, что их приходится покупать отдельно и без скидок (дополнения выходят в 2-5 раз дороже основной игры) нужно потом еще долго париться, чтобы их активировать, а потом еще дольше гуглить и плясать с бубном, чтобы заменить битые звуковые файлы. Но самое удивительное в этом то, что о всех затраченных деньгах, усилиях или времени я, впоследствии, не пожалела ни разу: оба сюжетных дополнения (купленные уже после прохождения основной игры) понравились и своей историей, и своими прекрасными и повсеместными, а часто еще и юморными, диалогами. Третье дополнение (вырезанный спутник), это просто вырезанный кусок из сюжета основной игры >.< и когда уже биовары откажутся от идиотской привычки вырезать сюжетных персонажей на отдельное дополнение? Ну а в самой игре постоянные глюки с текстурами: то и дело приходится разговаривать с висящей в воздухе говорящей головой, или драться с доспехами без головы, или вообще с отдельными частями тела. А то бывает еще веселее: когда грузится часть текстур, а остальное остается дырой. Получается тогда прическа без лица и рук (или наоборот) или доспехи с просветами вместо отдельных деталей. Глюк лечится простой перезагрузкой сохранения или перезаходом в локацию, но он настолько частый и повсеместный, что через пару часов игры просто перестаешь обращать на это внимание. Зато теперь такой длинных список «контролеров качества» в титрах к ДАИ становиться понятным .
И все же, работу биовары провели на самом деле адовую – одни только движения, совершаемые персонажами в бою, полностью переделанные за каких-то 2 года после ДАО, чего стоят. К тому же, в малом количестве локаций есть свой большой плюс – динамичность повествования, насыщенность событиями. Каждую секунду игрового времени мы с кем-то говорим или деремся, а не ползаем часами по огромным пространствам практически бесцельно или уже с подзабытой надобностью. А, раз безразмерные локации исследовать не надо, то во внимании игрока – исключительно сюжет, сюжет, персонажи, диалоги, события, действия, взаимодействия с сопартийцами, которые вставляют свое слово и свое мнение практически всегда и везде. Так что динамичность игры мне очень понравилась (особенно на фоне затянутого ДАО), так же как и упрощенная схема экипировки сопартийцев – одевать с ног до головы их не надо, все уже одеты, что существенно сокращает время копания в инвентаре и магазинах. Улучшения для доспехов товарищей устанавливаются автоматически, как только их находишь/покупаешь, но, не смотря на такую экономию времени при экипировке партии, без внимания совсем боевые товарищи не остаются – оружие и аксессуары все равно надо подбирать самому, ну и способности развивать, естессно. Так же понравилась оптимальная система прописывания тактики действий в бою для сопартийцев – занимает не так много времени, как в ДАО, но пошаговые действия прописать вполне позволяет (не то, что в ДАИ).
Эпичности, конечно, в разы меньше, чем в ДАО или ДАИ. Личная история одного человека (! играть здесь можно только человеческой расой) и его ближайшего окружения (семьи и друзей) не идет ни в какое сравнение со спасением целого мира от Мора или сразу от нескольких общемировых напастей (демонов, гражданских войн, вторжения кунари). Но, как оказалось, «своя рубашка ближе к телу», и, для хорошей игры эпичность вовсе необязательна. Возможность выбирать для своего персонажа саркастичные или юмористичные ответы так и вовсе замечательная, одна из лучших фишек игры. Общий сюжет игры (по сравнению с ДАО или с ДАИ) провисает, местами особенно. Если ГГ – маг, то жить на нелегальном положении в городе с самыми строгими храмовниками Тедаса на протяжении 7-8 лет, да еще и получая вполне официальные титулы… так и хочется
По взаимодействию с персонажами ДА2 можно сравнить с другой известной серией биоваров – Mass Effect, а конкретно, с МЕ2. И в МЕ2, и в ДА2 сюжет, в общем-то вторичен, на первом месте именно построение взаимоотношений с сопартийцами. Проверкой «на вшивость» в обеих играх является финальный сюжетный квест, только если в МЕ2 сопартийцы погибают один за одним во время финального штурма (чем лучше и правильнее вы с ними работали на протяжении целой игры, тем меньше будет потерь) то в ДА2 сопартийцы уходят из партии, не согласные с вашим финальным выбором. Часть тех, кто уйдет, потом придется убить собственноручно. При самом худшем раскладе в МЕ2 можно остаться только с двумя из 12-ти напарников (это если иметь в виду вариант с успешным окончанием миссии и выживанием ГГ), при самом худшем раскладе в ДА2 можно остаться в партии с одним Варриком… т.е. с одним товарищем из 7-ми. Правда, в МЕ2 довольно легко достичь варианта с выживанием абсолютно всех (достаточно выполнить личные квесты всех и каждого, сделать все улучшения корабля и правильно распределить роли во время финального штурма) то в ДА2 как минимум одного вы лишитесь при любом раскладе. Личных квестов и диалогов на каждого конкретного сопартийца в разы больше, чем в любой другой биоваровской игре. Систему взаимоотношений тоже сделали более сложной, и даже поэкспериментировали – назвали отрицательное одобрение «соперничеством» и сделали возможным романы на «неодобрении». Эксперимент неоднозначный, мягко говоря, ну да ладно. Но о персонажах подробнее ниже, а пока вернемся к сюжету.
Да, теперь я совсем по-другому смотрю на противостояние магов и храмовников в мире ДА. Нет, принципиально мое отношение не изменилось – «обычный» социальный конфликт, переросший в гражданскую войну, где все виноваты и нет никого однозначного правого. Но теперь я, так сказать, прочувствовала проблему изнутри, на себе и своей героине ДА2, которая волею обстоятельств оказалась в самом центре зарождающейся гражданской войны. Отсюда куда больше эмоций теперь вызывает выбор «за кем идти» – за магами или храмовниками в ДАИ, и особенно – кого делать новой Верховной Жрицей. Ведь выбор в ДАИ теперь не просто выбор, и даже не совсем «выбор», а, скорее, высказывание своих взглядов на проблему и ее решение, пусть и временное. Да, временное (не правы те, кто считает, что конфликт магов и храмовников в ДАИ слили – нет, не слили, временно приостановили перед лицом более серьезной угрозы), ибо социальные конфликты не решаемы – все, что делает инквизитор в ДАИ, это останавливает открытую форму противостояния, гражданскую войну, возвращая конфликт в свою обычную, «скрытую», форму. По-сути, просто исправляет действия Андерса, и не более того. Многое впоследствии будет зависеть от последующих действий новой Верховной Жрицы, но никак не от инквизитора.
ПерсонажноеПерсонажи.
Персонажи в первую очередь оценивают действия ГГ исходя из своих взглядов на проблему конфликта магов и храмовников. И на первый взгляд, все кажется очень просто: магов в партии всего два,
… с той лишь разницей, что моя ГГ – девушка нестандартной внешности, а не бородатый мужик Т.е. всю первую половину игры приходилось ловко тасовать спутников, принимая то или иное решение, чтобы в партии на момент принятия решения были только те, кто данное решение одобрит или отнесется нейтрально. В результате начало продвигалось медленно, с частыми переигрываниями и сменой спутников, хотя с куда большей охотой я бы собрала их всех вместе, выстроила в один ряд, настучала бы посохом по башке (играла сама магичкой, но это не имело значения) и объяснила бы медленно и на пальцах, что мир не делится на черное и белое. Что любой мир – серый. Что не существует «плохих» и «хороших», «наших» или «не наших», что своя сволочь, как и свой святой, найдется в любой фракции, и судить по одной твари обо всех сразу – все равно, что заявлять со всей «ответственностью»: «все мужики – козлы!» и «все бабы – дуры!», т.е. глупо и бессмысленно. Что решения я буду принимать исходя из конкретной ситуации, в зависимости от конкретного мага/храмовника, а правильным оно будет или нет – рассудит история. К сожалению, объяснить такую точку зрения спутникам с самого начала нельзя, более-менее разделяет ее только Варрик. Вот и приходится пол-игры спутников тасовать и диалоги переигрывать. Диалог с Фенрисом в Казематах, который срабатывает при первом посещении этой локации с ним в партии, переигрывала 5 (пять!) раз, пытаясь обсудить с ним больной для него вопрос «все маги – козлы» но так, чтобы и неодобрений сильно не нахватать, но и не поддакивать тупо.
Зато, если сделать все правильно, не пропускать побочных квестов, то к середине игры можно набить 100% одобрение… и дальше делать, что хочется Ибо, дойдя до максимального одобрения, спутник перестает давать оценки. На словах комментарии остаются, но оценки спутник уже не ставит, что делает игру еще более динамичной: возьми в партию кого хочешь, выслушай все мнения, в т.ч. негативные, и поступай… как сочтешь правильным =)). Можно считать, что «объяснение на пальцах» таки было, и таки прошло успешно . Разумеется, поведение спутников на соперничестве, или на неполном одобрении, будет сильно отличаться от того, которое видела я, и это делает игру весьма ре-играбельной, ибо вариативность поведения – это всегда интересно. В общем-то, за это, а также и за отсутствие однозначного деления на черное и белое, и люблю серию ДА – конфликт маги vs храмовники специально показан неоднозначно, скорее это выбор игрока, кого считать правым или виноватым, но никак не данность, не деление на чёрное и белое. Кроме того, существует множество «внешних» напастей, заставляющих объединятся бывших врагов. И это касается не только конфликта магов и храмовников, но и извечного конфликта бедные vs богатые, рабы vs хозяева, а также многочисленных «конфликтов интересов», расовых и религиозных конфликтов тоже.
Далее-поименно .
Андерс. Поскольку играла я в ДА2 сразу же после «Пробуждения», то Андерс, впервые появляющийся именно в «Пробуждении», в ДА2 сразу же вызвал крайне негативные эмоции. В «Пробужеднии» Андерс – эдакий шут гороховый, плещущий сарказмом на каждую проблему, касающуюся магов. Любитель свободы, котят и красивых девушек. Удиравший из Круга Магов 12(!!) раз, но благодаря своему неотразимому очарованию всегда легко отделывавшийся за свои побеги. Очарование действительно хлестало через край, и даже его крайний радикализм в вопросе «свободу магам!» лишь добавлял парню шарма. В конечном счете его очередной побег закончился в Башне Бдения, где моя ГГ из ДАО, эльфийка, убившая архидемона и ставшая Героиней Ферелдена (ГФ), так же подверглась очарованию Андерса и предложила ему альтернативу – стать Серым Стражем. Это, конечно, далеко не полная свобода, но вполне законное право жизни для мага вне Круга. Хотел жить вне круга – получи альтернативу, распишись. Андерс на альтернативу согласился легко и даже радостно, а храмовников, не пожелавших отдавать бунтовщика-рецидивиста Серым Стражам вопреки Праву Призыва, моя эльфийка убила без сожалений. И чем же отплатил Андерс? За законное право жить спокойно вдали от храмовников? За свою спасенную жизнь? Сбежал. Тупо и подло сбежал. Да так, что Серые Стражи, во главе со Страудом, посчитали ниже своего достоинства за ним гоняться и возвращать в свои ряды силком.
И что сделал со своей, теперь уже полной, свободой Андерс? Стал одержимым. Зашибись. Добровольно, не под давлением обстоятельств – стал именно тем, чего так боятся простые жители, ради чего и создавались «Круги Магов», ради чего и был придуман орден храмовников. Защищать простых граждан не от магов как таковых, а от тех из них, кто подвергся соблазну и заключил сделку с демоном, стал одержимым. Ну, или как вариант, прибегнул к запрещенной магии крови, которая также связана с призывом демонов. И, оказавшись на свободе, Андерс сделал именно ЭТО. Стал, пусть не магом крови, но самым настоящим одержимым. Да еще и бочку пытался катить на Мерриль (как на мага крови) и на Авелин (как на стражницу, которая может сдать его храмовникам). Вместо того, чтобы своей спокойной жизнью доказывать, что маги вполне способны жить среди обычных людей без надзора храмовников, Андерс стал одержимым. Ну вот просто слов нет. Лучшего доказательства того, что все маги потенциально опасны и должны жить
Кто этот небритый депрессивный тип? С потухшим взглядом и полным отсутствием чувства юмора? Не шутящий сам и не реагирующий на штуки? Помешанный на манифестах в защиту магов, но не способный написать их грамотно? Да мой Бог, даже сам Справедливость, не смотря на свою жутчайшую занудность, не был таким тупым и скучным, как объединенная личность Андерс+Справедливость. Я понимаю, что Андерс, предлагая себя в качестве убежища для друга-духа, просто не представлял себе все последствия (он вообще очень мало что знает), но блин мозг-то должен был включить! Ведь даже дикое племя авваров, где веками совершали самый невероятный, опасный, крамольный и кощунственный ритуал, который только может существовать в мире ДА (не имея своих Кругов Магов и храмовников, они специально вселяют в своих магов духов-учителей, а после окончания обучения отселяют их обратно) изгнало из племени девушку, не пожелавшую расстаться со своим другом-духом. Но нет, мозг у Андерса-из-ДА2 выключен окончательно и бесповоротно, от начала и до конца.
В любом мире, в любом обществе всегда существуют и никогда не разрешаются социальные конфликты. В мире ДА один из главных конфликтов – это конфликт магов и храмовников. Злоупотребления и с той, и с другой стороны – налицо, и на чьей стороне оказывает игрок – это его личное мнение. Но! Но в любом мире, любой здравомыслящий гражданин, не зависимо от того, обличен он властью или нет, старается социальный конфликт если не разрешить, то, хотя бы, затормозить, смягчить, не допуская перехода постоянно тлеющего социального конфликта в острую открытую фазу – гражданскую войну. Андерс поступает ровным счетом наоборот, да еще и мотивирует тем, что, мол, хватит идти на компромиссы, пора открыто воевать. Нет, я бы еще поняла, если бы он казармы с храмовниками взорвал – радикал есть радикал, поступок идиотский, но хотя бы понятный. Но взрывать достаточно нейтральную сторону – церковь, со всеми прихожанами, священниками, сестрами и Владычицей церкви, самолично отдав, тем самым, карт-бланш в руки ненавистникам магов (и не только религиозным, а вообще всем) – ну вот просто одно слово: дебил. Владычица церкви была единственной, кто действительно мог бы разрешить конфликт мирно… а еще, по идее, она должна была открыто поддерживать храмовников (в конце концов, само слово «храмовники» происходит от слова «войны церкви») но она этого НЕ делала, надеясь на мир и волю Создателя. И Андерс ее за это взорвал.
Вместо того, чтобы бороться за свободу магов, он всех их подставил. Вообще всех, и отступников, и лояльных магов Круга – все маги оказались мишенью, главным объектом ненависти в глазах простых людей. Как будто мало было того, что магов простой народ итак боится. Кроме того, он подставил своих ближайших друзей, всех тех, кто покрывал его столько лет, не сдавал храмовникам и считал другом. Одних использовал для сбора ингредиентов для бомбы, вслепую, шантажируя дружбой (зачем тебе селитра? – не скажу – тогда я не буду помогать – тогда ты мне не друг… – >.< ) . А другой его товарищ так и вовсе мог самолично оказаться в церкви во время взрыва. Но Андерс об этом не подумал, он вообще разучился думать. Так что да, я его убила в конце третьего акта. Вот вообще без вариантов, сомнений и сожалений. Слишком много хороших людей погибло из-за него. И потом, с одержимыми даже у Соласа разговор короткий, не смотря на всю его любовь к духам и умение с ними обращаться. Кроме того, зачем мне становиться причиной еще одного военного конфликта и оставлять в живых того, кому Себастьян не простит смерть Владычицы, и спустя годы соберет армию и пойдет войной на злополучный город, в котором и без лишней войны Завеса слишком тонкая?
Можно было бы убить Андерса раньше/сдать храмовникам/позволить сдать кому-то другому – сделала бы это раньше, но, к сожалению, такого варианта сюжетом не предусмотрено. Даже отказ помогать в создании и закладке бомбы ничего не меняет, Андерс все равно все сделает сам, а игрок пропустит кусок сюжета. Отпускать Андерса точно было нельзя – еще кого-нибудь взорвёт, в самом неподходящем месте и в самый неподходящий момент (это даже если наплевать на Себастьяна с его будущей армией) а оставлять в партии, чтобы помог исправить содеянное (как просила душка Мерриль) … что он может теперь исправить? Кода весь простой народ, образно говоря, вооружился вилами, и начал кромсать всех магов без разбора – что теперь вообще он может исправить???
Варрик. Самый разумный из всех. Приятный не только своими шутками-прибаутками, бесконечной болтовней и способностью разруливать споры мирно, но и своими взглядами и мировоззрениями. В каком-то флэшмобе был вопрос: «кого бы из персонажей мира ДА вы ба пригласили на свидание?» Однозначно – Варрика. И не только (и не столько) потому, что в его компании можно весело провести время, но еще и потому, что только в его компании можно напиться до умопомрачения, не опасаясь, при этом, за свою… кхм…. честь . Немного жалею о том, что о своей зазнобе – Бьянке, Варрик рассказывает только инквизитору в ДАИ, а своей подруге/другу Хоук (ГГ в ДА2) не рассказывает ничего. Обидно. Но простительно . Угадывать его взгляды на те или иные решения мне практически не пришлось, они итак почти полностью совпадали, так что 100% одобрение набилась само за один первый акт.
Мерриль. Миленькая девушка-эльфийка, покинувшая свой долийский клан (тот самый клан, кстати, выходцем из которого является ГФ из ДАО, если в начале игры выбрать предысторию долийского эльфа) ради собственных изысканий, и очень мало что понимающая в жизни, в мире, в мужчинах. Вызывающая острое желание начать о ней заботиться и опекать, не давать никому в обиду. В меру глупенькая, в меру хорошенькая, в меру романтичная. В меру настойчивая. С удовольствием свела бы ее со своим братом – Карвером, или даже заромансила бы сама, если бы играла мужчиной, но увы: флирт с Карвером остается флиртом по сюжету, пришлось ограничивать Мерриль дружбой. Очень понравилось, какие отношения у нее сложились с Изабеллой – именно такие, о каких я только что написала: наставнические (а не те, о которых вы подумали ). Прожженная пиратка-авантюристка берет под свою опеку наивную девочку и учит ее жизни, в меру своего понимания таковой .
Карвер. Брат, которого мне всегда не хватало. Изначально, по сюжету, в глубоком соперничестве с ГГ, Карвер, к концу первого акта был выведен мной в дружбу, ибо очень хорошо его понимала. Милый и симпатичный парень, которому от всей души всегда желала счастья, как в личной жизни, так и в карьере. Будучи в своей собственной, реальной, семье сначала – младшей сестрой, а потом единственной … , Карвер вызывал особенные чувства и эмоции. Однако, игра ставит свои выборы. Сделать родного брата Серым Стражем (заразить скверной) или позволить уйти к храмовникам (подсесть на лириум) – это охринеть какой «шикарный» выбор. После долговременного обдумывания сделала его Серым Стражем. Принадлежность к достаточно нейтральной (к конфликту маги vs храмовники) организации имеет свои плюсы, да и свобода от опеки старшей сестры (моей ГГ) ему пошла только на пользу.
Изабелла. Всеобщая любимица и предмет обожания игроков мужского пола . Впрочем, много ли парням, для обожания, надо? Упругая грудь, крутые бедра, и способность прыгнуть в постель без лишних условий и обязательств . А еще удачно спошлить Впрочем, Изабелла, помимо привлекательной внешности, обладает еще и недюжинным умом, и редким остроумием. Так что как подругу я ее весьма ценила, хотя подспудно ощущала, что… «этот … нехороший человек… предаст нас при первой опасности» © . Что, в общем, и произошло в Тени – вот вообще ни разу не удивилась, даже пошутила в отместку. Вообще очень понравилась возможность выбирать шутливые/саркастичные реплики в игре: это сделало мою Хоук умнее меня самой . Что касается Изабеллы, то к концу второго акта она была единственной, у кого еще не было 100% одобрения, т.к. в партию я ее брала редко (словила глюк: Изабелла во время боев повисала и не двигалась с места, халявщица, что с нее взять =)) так что интрига вернется она или нет с книжкой к Аришоку была самой настоящей интригой для меня Еще умудрилась словить от нее кучку неодобрений перед этим, заявив: «а ну верни книжку владельцу!». Потом пришлось переживать, послушается или нет =). Послушалась . В итоге я решила драться за нее с Аришоком, не платить же черной неблагодарностью за такую неожиданную верность (дуэль с Аришоком достаточно сложный бой, по крайней мере, для мага). В финальных боях третьего акта Изя так же была свободна (не взята в партию) и тем не менее участвовала в них в обоих, сама, самостоятельно. В общем, получился один из самых ярких и интересных биоваровских персонажей.
Авелин. Классический рыцарь с классическими рыцарскими поступками и классическим рыцарским поведением. В юбке. Правда, она в доспехах все время, но все равно Правильная во всех отношениях, Авелин, наверное, вообще неспособна вызвать ни у кого отторжения, не смотря на свою непритязательную внешность и определенную скучность в диалогах (ну не всем же быть остроумными =) ). Человек, достойно выполняющий свою работу капитана городской стражи (по-сути, глава полиции) но не подходящий к ней формально, а гибко и правильно, по-совести (сторонник духа закона, а не его буквы). Исключительно стоящий спутник, чтобы расстараться и вывести на 100%-ную дружбу, дабы не потерять в финале: Авелин, по-умолчанию, сторонник храмовников, хотя не настолько слепа, чтобы не видеть злоупотреблений с их стороны. Один из самый забавных квестов в игре также связан с ней: девушка слишком скромна, чтобы пригласить на свидание понравившегося ей парня, тем более, что многие могут понять неправильно – парень-то подчиненный. Приходится компашке друзей брать дело в свои руки . Особенно старается Изабелла, но и остальные комментируют вовсю, так что выполнять этот квест несколько раз с разным составом партии – одно сплошное удовольствие .
Себастьян. В каждой своей игре биовары пытаются создать персонажа, рассчитанного исключительно на женскую аудиторию. Обычно это смазливый парень-блондинчик с душещипательной историей за спиной и принцеватым происхождением . В этой игре такую роль играет Себастьян, даром, что не блондин . Обычно такие парни с нарочитой миловидностью и душевностью проходят мимо меня (если есть из кого выбрать), но с Себой биовары, наконец, угодили хотя бы со внешностью . Первый персонаж за все время, которого я брала в партию исключительно «для красоты», чтобы глаз радовался *_*. Его приверженность к религии меня при этом совсем не смущала (Кася, привет) скорее даже наоборот, импонировало его спокойствие и стойкость к постоянным подъебкам со стороны других персонажей, от той же Изабеллы, к примеру. Вообще уважаю персонажей, в чем-то категорически убежденных, и спокойно воспринимающих нападки на свои убеждения. А некоторые его поступки так и вовсе вызывали уважение (например, насчет первого мужа Авелин).
Однако же, по многим источникам, это самый непопулярный персонаж среди спутников ДА2. Ну парни-то за что его не любят еще можно понять (хотя не очень – могли бы быть снисходительнее к единственному гетеро), а вот что девочки его не любят… Кто-то говорит, что он слишком зануден и слишком слабак, раз не может выбрать, что же ему по жизни делать: оставаться братом церкви или уходить в мирскую жизнь, занимая трон города-государства Стракхевен. Трон ему принадлежит по праву, но его к такой участи не готовили, третий сын в королевской семье обычно проходит мимо трона. Семья отдала его в церковь, и это спасло ему жизнь. Так уж получилось, что он остался единственным в роду, и теперь никак не может решиться. На самом деле, если говорить о его личных желаниях, а не о его долге, то свой выбор он уже давно сделал: раз он «плюсует» только за реплики, говорящие о том, что он должен слушать свое сердце и оставаться в церкви, а за напоминания о пустом троне «минусует», значит, никаких сомнений уже нет. Что же касается его занудности, то лично меня, например, некоторые его дебаты с другими спутниками, постоянно цепляющимися за его религиозность, весьма забавляли .
Долгое время я не могла выбрать, кого романсить: его или Фенриса (Андерс, понятно, быстро пролетел мимо), ибо Себа был обладателем исключительно привлекательной внешности, а Фенрис – обладателем шикарнейшего голоса, буквально из разряда «Конока теряет волю» . Отсутствие постельных сцен на романе с Себой меня не смущало (биовары и постельная сцена? не смешите мои тапочки!) так что не было аргументом. Не было аргументом также то, что для романа с Себой надо набрать больше одобрений, чем для романа с Фенрисом (люблю сложности). Долго бегала по городу, держа обоих в партии, что бы послушать, кто окажется умнее и непреклоннее в словесных баталиях. И, если словесную битву Фенрис vs Андерс однозначно выигрывал первый, то в словесных сражениях Фенрис vs Себастьян я присвоила ничью.
Нутром чувствуя, что определяться с парнем нужно в начале второго акта (не позже) при том, что в начале второго акта Себа только-только появляется, пришлось сделать то, чего я никогда не делала раньше: вылезти на ютуб, и просмотреть уже пройденные и записанные романы. До просмотра романа с Фенрисом дело вообще не дошло, оказалось достаточно посмотреть записи романа с Себастьяном: ничего цензурного на эту тему в голову не приходит. Автора романа обвалять в грязи, в смоле, потом в куриных перьях, потом выпустить голышом на всеобщее посмешище. Нет, это ж надо было додуматься – непорочный брак под эгидой церкви! Эти жуткие высокопарные слова… на общую тему «пошли вместе станем монахами»! Капец просто.
Более-менее «романом» можно назвать лишь то, что происходит на соперничестве, однако занимать трон Киркволла, чтобы угодить возлюбленному, бывшему брату церкви, занимающему трон Старкхевена, в мои планы не входило (так же, как и становиться монахиней) так что Себа с романом пролетел мимо. Правда, высказал нечто похожее на сожаление на эту тему, во время финального диалога, в тюрьме казематов перед финальными битвами, на что мне очень хотелось ответить: вылези из игры и застрели своего автора, по крайней мере отомстишь. Так же как и Изя, Себа добровольно-самостоятельно участвовал во всех финальных сражениях, продолжая радовать глаз до конца, хотя и не был в партии. Кто-то назвал его «нормальным спутником для про-храмовнического прохождения» - ну, не знаю. В моем прохождении, по-факту оказавшемся про-маговским (хотя я к этому не стремилась специально, так получилось само), он мне ни слова осуждения не сказал, даже сожалел о «детях Создателя» (магах то бишь) оказавшихся в такой несправедливой ситуации.
Фенрис. Вот щас думаю: во всех играх ДА моими парнями стали эльфы. И поди, теперь, докажи, что я не фанат эльфов и просто «так получилось» - никто ж не поверит . Как и Зевран в ДАО, (и Гаррус в МЕ2), Фенрис в ДА2 изначально стал парнем из логики «при всем богатстве выбора другой альтернативы нет», но, как и Зевран (и Гаррус) Фенрис эту роль исполнил с честью, ни разу ни в чем не разочаровав, ни разу не заставив пожалеть о своем выборе. И при том, что характеры у всех этих парней абсолютно разные. И только Солас в ДАИ раз за разом становился «парнем» в условиях жесточайшей конкурентной борьбы (вот там есть из кого выбрать!) так что свою долю моих восхищений он заслуживает отдельно.
Надо сказать, что Фенрис часто становится жертвой игроков мужского пола по принципу: «он вроде того, «из этих», так что я его партию не брал/сдал работорговцу». Вот даже не знаю, как это назвать. Я могу еще понять, если игрок отыгрывает подленького человека/гнома в ДАО, которому плевать на всех кроме себя, и который для собственной выгоды сдает тевинтерскому работорговцу несколько сотен эльфов из Денеримского эльфинажа. Людишки, они часто такие, да. Но сдавать в рабство собственного боевого товарища в ДА2, только потому, что он, на их взгляд, неподобающе выглядит (обычные эльфийские доспехи, между прочим, чуть измененные на тевинтерский лад) – вот у меня ни одного цензурного слова в адрес таких людей нет >.<. Тогда уж надо быть последовательным в своих гомофобных решениях, и сдавать работорговцам/кунари/убивать/не брать в партию абсолютно всех товарищей из ДА2 (включая всеми любимую Изабеллу) с легкой руки биоваров сделанных бисексуальными в ущерб собственным характерам и в угоду «продвинутой» общественности. Оставьте, дорогие, в партии только Авелин, Варрика, Карвера и Себу. Как вам патичка? Да-да, сестренку Бетани тоже оставлять нельзя – раз уж быть последовательным, значит, быть последовательным: возьмите на Глубинные Тропы и там бросьте. Но нет, упоротые товарищи, напуганные «пропагандой», вымещают свою ненависть на Фенрисе. Вообще, обвинять биоваров в пропаганде нетрадиционных отношений – это все равно, что обвинять топор в том, что им можно убивать людей. Да, можно, да есть такая «функция». Но можно и не убивать, можно строить деревянные дома – выбор за человеком. Однако о выборе, о том, что достаточно не нажимать лишних реплик с «сердечками» чтобы не случилось того, чего вы не хотите (и даже намеков никаких не было, по крайней мере у меня не было) – почему-то забывают. И вообще, волков бояться – в лес не ходить: не нравится биоваровская любовь к персонажам «нетрадиционной» ориентации – играйте в не-биоварвские игры, благо выбрать нынче есть из чего. Хотя единственный гетеро-спутник (Себа), идущий дополнением к основной игре, т.е. покупающийся за отдельные деньги – это, конечно, ходячий анекдот на тему «биовары и европейские ценности» .
Ну дык вот, о чем это я? Ах да, о Фенрисе . Абсолютно нормальный парень. Ну, если так можно сказать про
«Фенрис, это только прикрытие» – «Хотел бы я прикрыть его парой метров земли».
«Фенрис, что ты делаешь весь день в этом громадном доме?» – «Весь день танцую. Балет под названием «генеральная уборка»».
Я уже молчу про его полезность – Фенрис единственный, кто может уладить конфликт с Аришоком относительно мирно, если игрок «профукал» эту возможность сам. Ну и его глубокие знания всего, что касается кунари, Тевинтера и Сегерона (со вставкой соответствующих комментов везде, где о чем-то с этим всем связанном заходит речь) – чуть ли не основной поставщик ЛОРной информации в ДА2. Отдельная тема – голос *_*. Некоторые обертона цепляют буквально до глубины души ♡_♡
В бою Фенрис также оказался чуть ли не самым полезным товарищем. Но никогда не догадаетесь, почему . Дело в том, что бои в ДА2 проходят на очень высокой скорости, гораздо быстрее, чем в ДАО или ДАИ. Конока же по жизни очень медлительный человек, оттого и чувствовала себя в ДА2 главным «боевым тормозом», и не повышала сложность выше средней, хотя хорошо разбиралась в оружии, способностях, рунах и эффектах – просто не успевала следить за полем боя. Красные точки на мини-карте не сразу разглядишь, да и меняется их количество и расположение очень быстро. А линии жизни под портретами спутников тоже не показатель: вот линия жизни полная, и раз – ее уже нет >.< Но даже на среднем уровне приходилось постоянно включать паузу и крутить камерой во все стороны, чтобы понять, где что происходит, где какие враги, где мои бойцы и не нужна ли кому из них помощь. Ситуацию частично исправил как-раз Фенрис… своими светящимися лириумными татуировками – специализация у него такая. Начиная ярко гореть в начале боя, он перемещался по всему полю с такой скоростью, что я едва успевала отслеживать его перемещения . Мгновенно реагируя на появление новых врагов, на усложнение боевой ситуации и на опасных боссов, он словно яркий маячок, привлекал мое внимание к конкретным участкам боя (где задержался – значит, там сложно), чем помогал вовремя реагировать на меняющуюся ситуацию и на новых врагов. Ну а если мимо глаз ничего светящегося не носится – значит, пора не глядя включать режим целителя, использовать воскрешение и групповое лечение . Отслеживать других сопартийцев было в разы сложнее – никто больше не светится . Я вообще не представляю, как можно играть в ДА2 войном или кинжальщиком, т.е. бойцом ближнего боя – чтобы быть полезным в бою, это с какой скоростью надо вертеть камерой, все замечать, успевать думать, реагировать и бегать? 8) Так что как только я оценила способность «светиться», Фенрис из партии практически перестал вылезать (только с целью сдать про-маговский квест отправляла его домой =)) ну и в финальных боях тоже был рядом, в партии само собой (куда ж он уйдет-то, от своей девушки да со 100%-ным одобрением? =)) хотя и ворчал по ходу дела что-то типа «пля, я сражаюсь за свободу МАГОВ…» =).
Конечно, если бы он «минусовал» мою ГГ-магичку за попытку флиртовать с ним, и только при наборе большого количества одобрений (скажем, 50-75%) сменял гнев на милость, то показался бы мне еще интереснее . Но класс моей героини его особо не смутил, и был обсужден только один раз, в одном из первых флирт-диалогов: «ну, я вообще-то эльф, беглый раб, и живу в самолично захваченном доме, тебя ничего не смущает?» – «ну я, вообще-то маг, отступник и беженка, тебя ничего не смущает?» – «туше». Короче, и сам парень, и роман с ним, мне вполне понравились. А его бегство после первой ночи со словами «слишком быстро все» (это после четырех-то лет знакомства!) только добавило изюминки – я бы удивилась, если бы с такой предысторией (потертая память, ненависть к магам, и пр.) все было бы слишком просто, типа переезда в мой дом под фанфары.
Отдельно понравилось, что роман комментировали все кому ни лень, ну вот буквально все . Начиная от Изабеллы с Варриком (ну куда ж без их-то комментов! =)) до самых второстепенных и даже третьестепенных персонажей, от дяди Гамлена («ты с эльфом? ну и вкусы у тебя..») до рабовладельца Данариуса. Отдельную фишку внезапно замутил Андерс, причем совершенно непонятно с чего: дело было уже в третьем акте, квест Фенриса в этом акте уже был выполнен и роман подтвержден, после долгого раздумья я все-таки взяла квест Андерса, хотя услышав слово «селитра» (тут никаких спойлеров не надо – селитру любой школьник знает, для чего используют) испытывала острое желание прибить его на месте, но потом подумала, что все равно сам все сделает, а я кусок сюжета пропущу, если откажусь помогать. В общем, полезли мы в сточные канавы собирать селитру, и вот в этом-то самом месте (какое романтичное место! ну просто идеальное для обсуждения личных отношений >.< ) Андерсу вдруг пришло в голову высказать свои опасения на тему того, что я-де не того парня себе выбрала, не стесняясь в выражениях и в присутствии оного парня! >.< Поразительно, особенно с учетом того, что все нормальные друзья свои опасения (или не-опасения) высказывали с глазу на глаз, и только этому приспичило обсудить вопрос в сточной канаве в присутствии всех.
Общий смысл претензий Андерса сводился к тому, что у этого «дикого пса» слишком «предвзятый взгляд на мир», и что мне нужен кто-то совсем другой. Пропустив мимо ушей первую часть фразы, я все равно буквально задохнулась от возмущения: предвзятый взгляд на мир?? ну вот чья бы корова мычала! К сожалению, подобной реплики в вариантах ответов не было (зато был вариант «Фенрис меня бросил» – с какой такой стати, вообще?), пришлось ограничиваться слишком мягкой фразой «не говори так о нем». После чего в разговор, наконец, вмешался сам предмет обсуждения, и добавил в адрес Андерса «пару ласковых» от себя лично, с неповторимой интонацией, но вполне цензурно. Нецензурных эпитетов в сторону своих идейных противников Фенрис, в отличие от Андерса, себе никогда не позволял, у него вообще по жизни привычка всю степень уничижения противника вкладывать в интонацию, а не в эпитеты… вот так протянет иногда с ненавистью «мэээээйдж», так сразу хочется спрятать посох куда подальше, и сделать вид, что он не мой)))).
Но на этом приключения с данным квестом не закончились – собрав селитру в канаве, мы всей «дружной» партией отправились собирать вторую часть ингредиентов (это вообще чуть ли не единственный «сборный» квест в игре – и вот настолько веселый он у меня получился) в другую локацию, за город, где, естеснно, наткнулись на высшую драконицу >.<. К бою с драконом я не готовилась, в партии даже танка не было, не говоря уже о зельях и защите, но решила рискнуть, так что танковать пришлось Фенрису в одиночку. Первый раз танковала дракона двуручником >.< И не только саму высшую драконицу, но и дополнительного дракона попроще, а также всех тех бесчисленных драконят и дракончиков, которые регулярно выбегали в течение боя дружною толпою с самых разных сторон >.< Естественно, о новой толпе драконят я узнавала по метнувшийся в их сторону светящийся фигуре, так что отпахал Фенрис за десятерых, причем успешно, ну вот и как его после этого не любить? ♡_♡ .
Не-игровые персонажи:
Владычица Эльтина. Удивительно, какая маленькая, и одновременно, какая большая роль у этого персонажа. На мой взгляд, именно такими и должны быть власть имущие от религии: убежденные, проницательные, не лезущие в светские дела и другим церковникам не позволяющие. Благородные от души, не от происхождения. Человек мира, от слова «оставь вражду, входящий в храм». А уж как легко она раскусила подставу Петрис, сказав одно лишь: «у меня есть уши, сестра». Мои аплодисменты. И мои сожаления – если бы все церковники были такими, я бы может и сама подалась бы в монахини . Так что Себастьяна я вполне понимаю – именно она и формировала его как брата церкви. Тем отвратительнее выглядит поступок Андерса. Первая его жертва, которую я ему не могу простить.
Сестра Петрис. Полная противоположность Эльтине, тупая фанатчика, но расчетливая интриганка. Провоцирующая религиозный конфликт самыми мерзкими методами. Вот с первого взгляда показалась с*кой, хотя вроде никаких поводов для этого не давала. Человек, который считает себя вправе совершать отвратительные поступки во имя целей, которые ей кажутся благородными, ни разу не учитывая, при этом, чужие жизни. На самом деле это просто недалекий человечишка, прячущий свою мелкость под сутаной. Знаю, что можно встать на ее сторону против кунари, но как бы кто не относился к кунари – честности с их стороны в разы больше, чем от таких вот людишек, после общения с которыми хочется отряхнуться и стать кем-то другим (не-человеком). Так что как именно это делается – не знаю и знать не хочу.
Мередит. Честно говоря, не создавала она впечатления безумной. Вне игры большинство игроков называет ее безумной, но и внутри игры все персонажи вокруг твердили: рыцарь-командор сошла с ума, она слишком сильно давит на Круг Магов, надо ее сместить, пока ничего непоправимого не случилось… а я вот не видела ее сумасшедшей. Просто человек, злоупотребляющий своими полномочиями. Ну хорошо, слишком сильно злоупотребляющий своими полномочиями. Среди власть имущих такое сплошь и рядом, вообще-то (в нашем мире так и вовсе безумием не считается). Есть большая власть –> хочется еще больше власти. Хочется подчинить себе не только Круг Магов но и весь город… почему бы и нет? Тем более, раз законному наместнику как-раз голову снесли случайно. Ненависть к магам, я бы даже сказала открытая фобия к ним – не такое уж это и безумие. Просто человек слишком рьяно и слишком кроваво [пере]выполняет свои обязанности. И только в самом конце, объявив Право Уничтожения, она стала в моих глазах безумной. Вырезать весь Круг Магов поголовно (включая самых лояльных) за преступление, к которому никто из них не причастен? Вообще не представляю, как в этом месте можно встать на сторону храмовников. Т.е. понятно, что можно всю игру считать магов опасными (а они и правда опасны – Андерс тому первое доказательство) и на протяжении всей игры убежденно поддерживать храмовников, но встать на их сторону именно в этот момент и пойти помогать вырезать невиновных? Нет, вы серьезно? Это что, такой выбор? Ну вы блин даете…
Конечно, существует вероятность, что Мередит и без взрыва, устроенного Андерсом, нашла бы повод объявить Право Уничтожения, но вот эти вот все «что было бы если бы да кабы» я не люблю и считаю бессмысленными. Если бы жива была Владычица Эльтина – может, не пришлось бы созывать конклав, т.е. осталась бы жива и Верховная Жрица Джустиния… это была бы совсем другая история вообще. В нашей истории гражданскую войну начал именно Андерс, а Мередит только воспользовалась случаем, чтобы объявить Право Уничтожения. И вообще, может у нее шарики за ролики окончательно заехали именно при виде взрывающейся церкви, ибо до этого момента полномочия Эльтины у нее хватало ума признавать.
Орсино. Красава. Вот главный эпитет для этого персонажа от меня. Как смело он отвлекал кунари от главного входа, эффектно швыряя файрболы, как стойко выдерживал любые нападки Мередит, умудряясь оставаться одновременно вежливым, разумным и непреклонным. Я бы так не смогла. Первый Чародей Круга Магов, ставший таковым от того, что никто больше не взялся за эту адову должность. Самый проблемный Круг Магов в самом проблемном городе, где с одной стороны – пережимы, самоуправство и злоупотребления Мередит, с другой – традиционная боязнь магов со стороны простых людей, с третьей – повышенное количество сбегающих из Круга и становящихся одержимыми, а с четвертой – регулярные самоубийства магов, остающихся внутри Круга. Адова должность на наковальне под четырьмя молотами. Но кто-то должен ее выполнять. И Орсино с честью тянул неподъемную лямку много лет, так, как никто другой бы никогда не смог, и тянул бы дальше, если бы не этот чертов Андерс со своим взрывом >.<
В споре с Мередит в начале третьего акта я долго не хотела вставать ни на чью сторону, пока доля разумных доводов (а не бездоказательных обвинений
«Даже если мы выживем, мы все теперь отступники». «Почему они не топят нас во младенчестве, зачем давать надежду?». Последние слова Первого Чародея, сломавшегося под гнетом незаслуженного Права Уничтожения. Самое удивительное в этом было не то, во что превратился доведённый до отчаяния чародей, а то, как на это отреагировал убежденный «про-храмовник» Фенрис: вместо того, чтобы воскликнуть что-то вроде «я так и знал!» или «все маги одинаковые!», он внезапно выдал сочувствующее: «загнанный в угол способен на всё», чем повысил свой рейтинг в моих глазах, в очередной раз. А Орсино… если бы была возможность его спасти, я бы костьми легла – это не оголтелый бездумный радикал, а образец того, каким должен быть маг. Образец терпения, разума, ответственности, логики, стойкости и сочувствия. По крайней мере, именно такого мага я бы сочла за честь водить в партии. Даже в роли отступника он был бы в разы достойнее всяких там андерсов. Вторая жертва Андреса, которую я ему не могу простить.
Зевран. Было очень приятно встретить старую зазнобу в новой игре . Впервые слушала его оригинальную озвучку, показалась, что русская была лучше, но возможно, это только вопрос привычки. Во всем остальном – самовлюбленность, самоуверенность, нестандартный образ мышления, остроумие – это был все тот же прежний Зевран, легко узнаваемый по манере ведения диалога. Нет, я конечно знала, что вариант, когда Зевран – главная и единственная любовь ГФ ДАО забагован в ДА2, и Зевран, в силу привычки, будет флиртовать с моей новой героиней, словно он свободен… Впрочем, он бы так и так флиртовал, не умеет по-другому, это же Зевран По-идее, флирт должен был остаться только флиртом, если у Зеврана серьезная любовь с ГФ, однако забаговано. В общем, не смотря на свою «моральную готовность», услышав от него «неприличное предложение», захотелось стукнуть его посохом по голове, чтобы напомнить, что где-то там у него есть эльфийка, готовая стукнуть его по той же голове щитом А двух совместных стуков от сильных женщин голова может и не выдержать =)). Впрочем, ничего сделать мне все равно не дали: за спиной, по привычке, все время стоял мрачный Фенрис, который, естессно, все слышал, и мгновенно вставил свое мрачное «бу!», на что быстро соображающий Зевран быстро все сообразил, быстро вложил ноги в руки, и быстро умотал подобру-поздорову, да так далеко, что даже в финальном бою не появился =). Хотя должен был – все условия для этого, как я потом выяснила, были выполнены. Хорошо зная Зеврана по ДАО, в ДА2 у меня даже мысли в голове не возникло тащить его к «воронам» силком – ведь это все та же вольная пташка, которая всегда делает что хочет
КартиночноеКартиночное. В честь окончания прохождения серии, решила собрать в одном месте всех своих ДА-шных парней Раз уж так получилось, что все остроухие, то пусть будут Все рисунки фанатов, ссылки под картинкой - переход на страницу автора рисунка. Итак, в хронологическом порядке (а не так, как я проходила =)))) все три ДА-шных эльфопарня, слева-направо: Зевран (ДАО), Фенрис (ДА2), Солас (ДАИ).
А теперь все те же самые, но
Зевран:
Фенрис:
Солас:
МузыкальноеМузыкальное.
Ну что я могу сказать? Биовары очень правильно поступили, сменив композитора к ДАИ. У первых двух частей один композитор, и только у третьей его поменяли. Не то, чтобы первый композитор не справлялся со своей задачей - вполне себе справлялся: атмосфера в ДАО выдержана, фольклорные нотки в ДА2 прикольные местами... но с масштабами ДАИ он бы точно не справился. Если про музыку к первым двух частям однозначно можно сказать, что она «игровая», даже если не быть в курсе что это и откуда, то слушая музыку из ДАИ, сначала задумаешься... да и «бардовские» песни в тавернах - отдельная шикарная фишка ДАИ. Впрочем, я о ДА2-шной музыке . Как я уже говорила, налет фольклора был в тему. Из боевых мелодий больше всего понравилась та, что звучит в дополнении «клеймо убийцы». А из мелодий основной игры... ну вот это только:
ВидеоВидео.
Ну и напоследок, как все это выглядит . Первое видео короткое, 6 минут - начало 3го акта, тот самый диалог, где впервые можно выразить публично свою позицию относительно конфликта маги vs храмовники, хотя на видео я пытаюсь держать нейтралитет. Сначала неподражаемый голос Варрика, резюмирующий, что было между 2ым и 3им актом, а потом... Орсино, Мередит и Владычица Эльтина.
Один из квестов 1го акта, целиком. Показатель того, как обращаются со своими магами кунари. Первая встреча с Аришоком, первая встреча с Петрис. Сложность боев средняя, поэтому рядовые враги расcыпаются, как картонные ^^'