Kono ko
тройка, семерка, туз... тройка, семерка, дама! ©


Фильм основан на реальных событиях, произошедших в 1985 году, когда оборвалась связь с орбитальной космической станцией Салют-7, успешно работавшей в качестве долговременной научной станции с 1982 года. Станцию решили попытаться спасти, для чего на нее были отправлены советские космонавты Владимир Джанибеков и Виктор Савиных на специально переоборудованном для этого полета космическом корабле Союз Т-13. Станция была починена и благополучно отработала до конца своего срока, став прототипом следующей станции - "Мир".

Если коротко - напрасно переживала, получилось добротное, качественное кино.
какое счастье, что мою любимую космическую тему не отдали на откуп каким-нибудь там бондарчукам с михалковыми.

Зал был почти полностью заполнен на утреннем сеансе, а это само по себе о многом говорит. Зрители были удивительно разные - от школьников в форме и с рюкзаками и детей явно моложе 12 до весьма пожилых людей. При этом никто не хрустел попкорном, не хлюпал кока-колой и не бродил по залу, от начала и до конца зрители смотрели кино, внимательно и тихо, лишь изредка смеясь над какой-нибудь шуткой.

Напряжение захватывает почти сразу, с первых кадров, и не отпускает до самого конца, в течение всего фильма ведя себя как синусоида: то слегка отпуская, то поднимаясь вверх и заставляя непроизвольно цепляться за кресло (или руку спутника :)). Динамичные и лиричные сцены равномерно распределены про хронометражу и ни одна не кажется притянутой за уши для драйва или для драмы. Удивительно, но драматичное кино довольно умело разбили штуками, и не какими-то там неуместными подростковыми гэгами, а весьма взрослой, глубокой иронией. Диалоги тоже не самоучка писал. Музыкальное сопровождение отрабатывает на уровне, помогая натягивать синусоиду напряжения, резко сбрасывать его в нужный момент, местами навевает ностальгию, а местами полностью исчезает.

К постановке камер, сцен, крупным и дальним планам, спецэффектам, т.е. к видеоряду вообще у меня нет никаких претензий. Впрочем, я в этом мало разбираюсь, но никаких пустых кадров или напротив, чего-то лишнего и ненужного мне в глаза не бросилось. Наоборот, обратила внимание на детальную продуманность, когда на переднем плане происходит действие, на заднем расположено что-то символичное, например, шутливая записка космонавтов из предыдущего экипажа станции, наклеенная на приборную доску. Очень понравились планы от первого лица: на секунду действительно кажется, что это ты в открытом космосе передвигаешься вдоль корпуса станции, хорошо, что они не длинные - а то бы замутило :) Актеры тоже отрабатывают на совесть, от главных ролей до самых эпизодических, впрочем, степень актерского таланта я тоже оценивать не берусь, но меня все устроили, видно было что не погулять в кадр зашли.

Вот что меня часто заставляет в технических фильмах тянуть руку к лицу, так это, собственно, техника. Но и здесь все отработано на совесть. Вода плавает шарами; звука сварки не слышно (но слышны приглушенные удары, передающиеся по корпусу); когда норовишь ударить молотком в невесомости, то сила удара отбрасывает тебя от того, по чему ты бьешь а не так, как в армагеддоне))) (т.е. это нифига не легкая задача в космосе); огонь гаснет, если нет кислорода; связь доступна только короткими периодами; на скафандрах все положенные щитки; в тени Земли материалы остывают, на Солнце - нагреваются, и пытаться разрушить то, что на такие перепады температур рассчитано.... ну да, только болты крепления сбить, если очень повезет. Все эти мелкие технические детали ни разу не акцентированы сюжетом, они просто есть, потому что есть, потому что физика. В центре сюжета - люди и психология, и это очень правильно.

Какой-то политики в фильме нет. Совсем. Он ничего не говорит про то, хорошо или плохо было в Советском Союзе, и вообще как там оно было. Фильм рассказывает очень конкретную, очень частную историю про то, как люди выполнили свою работу, честно и на совесть, и больше ничего. Единственное, что там такое-сякое есть - это обрывки выпусков новостей, наших и зарубежных, из которых можно сделать только один вывод: все СМИ лгут. Советские новости спокойно упоминали, что совершен запланированный запуск, проводят работы в штатном режиме, все у нас хорошо. Зарубежные напротив, как у них принято, истошно истерили: ааааа!! 20 тонн неуправляемого железа! оно обязательно упадет! обязательно на нас! мы все умрем!!111. Так что ничего пропагандистского в фильме я не нашла, и слава Богу. Единственная непонятка была - почему изменили фамилии всех участников обоих показанных полетов? Т.е. имена оставили реальные, а фамилии, почему-то, изменили.

Ну и напоследок, реалистичность экранизации относительно реальных событий. Примерно 50:50. Стыковались с первой попытки и с разрешения ЦУПа (второй у них просто не было), входили на станцию в противогазах, никаких кувалд и никакого пролетавшего мимо шаттла, естественно, не было, так же как и выбора кому одному жить (видимо, из-за этих изменений и поменяли фамилии). Впрочем, американского шаттла наши военные вполне могли (и даже должны были) бояться, а кино все-таки есть кино. Хорошее кино, сделанное на совесть.

@темы: имхо, брать по два, Где Валидол?!