тройка, семерка, туз... тройка, семерка, дама! ©
По некоторым из предыдущих постов могло сложиться впечатление, что Коноко не любит фэнтези. Это вовсе не так
Очередное многобуквенное раскладывание мыслей 


Игра: Final Fantasy XIV
Разработчик: Square Enix
Дата релиза: 2010 (ver. 1.0) 2013 (ver. A Realm Reborn) 2015 (ver. Heavensward)
То, что меня всегда поражало в финалках – так это совершенно безграничная фантазия японских дизайнеров. В любой из игр серии буквально каждом шагу приходится широко открывать глаза и рот от удивления, наткнувшись на очередную зверушку (моба), увидев очередной летательный аппарат или даже доспех с оружием персонажа. То и дело хочется спросить: да что же они такое специфическое курят, эти японцы, когда придумывают ЭТО?
читать дальше общее описание, мир и сюжетМое знакомство с «финалками» на самом деле достаточно поверхностное. Когда-то давно я играла в VIII, и спустя долгое время – в XII. Пыталась еще играть в IX, но такой нарочито «детский» дизайн – это уж совсем не моё
. Обе финалки запомнились мне не столько сложными сюжетами или психологичными персонажами, сколько умопомрачительной красотой последних
, а также невероятно сложным выбором: «чем тебя вооружить?» и «какую умелку тебе прокачать?», т.е. глубоким погружением в процесс игры
. Так же я видела оба «финалковых» фильма («Advent Children» и «Spirit Within») причем последний считаю шикарным, намного лет обогнавшим мировой уровень компьютерной графики
. Когда-то само название «Final Fantasy [порядковый номер]» было известным знаком качества, означавшим, что игрок обязательно получит новую, уникальную игру (каждый порядковый номер – это новая вселенная, новые персонажи и сюжет, никак не связанные с другими «номерами»), задающую тон всей игровой индустрии как в плане дизайна и техники ведения боев, так и в плане персонажей и сюжета. Однако, после выхода X-ой финалки ситуация стала меняться: во-первых, конкуренты наконец-то «подросли» и стали наступать на пятки, а во-вторых, серия изменила своему принципу «неповторимости» и стала выпускать сиквелы, приквелы и прочие «квелы». Но я не о том, я о финалке XIV, которая «он-лайн»
.
Подарили мне её на один из прошлых ДР: диск с версией «A Real Reborn» и целым месяцем оплаченной подписки (абон. платы). Немного пошевелив мозгами, Конока добавила еще к этому 2 недели бесплатного триала (пробной версии), проведя, таким образом, в игре около 1,5 месяцев. И, скажу я вам, это были 1,5 месяца совсем иной жизни в иной вселенной и с иными заботами
. Кроме диска к игре «прилагалось» сопровождение: весь месяц меня заботливо охраняли, оживляли, снабжали, обучали, говорили куда тыкать и куда идти, в общем, всячески «водили за ручку», и правильно делали, ибо в этом огромном-огромном мире, даже будучи немного знакомой с некоторыми «финалковыми» традициями, Конока была совершенно ни бум-бум
.
Мир XIV-ой не только довольно объемен, но и живописен: здесь вам и разнообразные приморские районы островного города-государства Лимса Ломинса, и бескрайние пустынные регионы Таналана с главным городом Ульда, и дождливые тропические заросли Гридании. Все регионы плотно заселены как компьютерными персонажами (NPC), выдающими квесты-задания или просто занимающимися какими-то своими делами, так и «дикими» животными (мобами), самых невероятных форм, размеров, поведения и внешнего вида
. Ну и главное: ни один регион не пустует. В смысле, «живых» игроков, поделившихся на 4 расы, там ничуть не меньше, чем нарисованных. Позднее в игре появился четвертый регион (версия игры Heavensward) с новым городом, новой (5-ой) расой для игроков и летающими(!) маунтами (ездовыми животными) но я этого уже не застала. Впрочем, и прежней версии хватит через край на несколько месяцев игры, ни разу не задаваясь вопросом «а чем бы мне в этом мире заняться».
Все регионы объединены сетью больших голубых кристаллов – одна из финалковых традиций, переходящих из игры в игру: кристаллы служат точками телепорта из одного региона в другой. Каждый из этих кристаллов является точкой сохранения (в обычной игре) а в онлайновой – из него можно сделать точку воскрешения (set home point) возле которой воскреснет ваш персонаж, если вдруг где-то в путешествиях или при выполнении заданий умудриться погибнуть. К этой же точке воскрешения можно бесплатно телепортироваться из любой точки мира, правда с определенной периодичностью (способность «return» довольно медленно восстанавливается). Так же, некоторые кристаллы можно сделать «любимыми»: телепорт к таким избранным местам будет вдвое дешевле обычного, что также существенно облегчает путешествия по миру, особенно на высоких уровнях, когда вы уже со всем миром более-менее ознакомились, и вам постоянно приходится бегать из одного уголка в другой по разным квестам-заданиям. Начальные же квесты привязаны к вашему «стартовому» городу, специально, чтобы вам не приходилось далеко бегать. Внутри крупных городов есть своя собственная сеть мелких голубых кристаллов, с помощью которых можно перемещаться из одной части города в другую, при этом совершенно бесплатно, что тоже большая помощь игроку, т.к. и города действительно большие, и бегать по ним можно только на своих двоих (верхом на маунте нельзя), а бегать приходится часто и много.
Отличительной особенностью XIV-ой финалки от других «он-лайновых» игр является наличие сюжета: он начинается с момента, когда ваш первый персонаж впервые загружается на один из многочисленных серверов игры и заканчивается, когда ваш персонаж достигает 50-го уровня. Обычно в он-лайновых играх ограничиваются одной лишь «предысторией» мира, чтобы только объяснить разбиение на враждующие лагеря и постоянные военные действия, в этой же финалке история развивается вместе с вами, на ваших глазах. Главное, не пропускать квесты, помеченные особым «горящим» значком, они называются «main scenario» и постоянно сопровождают ваше путешествие по миру, не только рассказывая вам его историю, но и показывая все регионы, все функции, возможности и особенности игры; а также выдают первые необходимые вещи и первое ездовое животное – традиционную «финалковую» птицу Чокобо. Но даже когда вы сделаете все сюжетные квесты и они наконец-то закончатся… начнутся новые, продолжающие сюжет
. А с новыми патчами (обновлениями) – еще и еще, и в них будет не только дальнейшая история, но другие нововведения в игру, к которым новые сюжетные квесты приведут вас «за ручку»
.
Другой особенностью является кроссплатформенность игры: играть в эту финалку можно хоть на плейстейшен3, хоть на PS4, хоть на обычном компе. Причем эта кроссплатформенность не такая, как, например, у биоваров, где игрок на PS3 никогда не пересечется с игроком на ПК, даже если они будут играть в мультиплеерный режим в одно и то же время: по-сути, они будут находится в разных мирах. В XIV-ой финалке совершенно спокойно можно общаться и играть совместно, в одной партии с игроком с любой платформы, что мы, собс-но, и делали с моим "сопровождающим"
Главное, зарегистрировать для этого своих персонажей на одном игровом сервере, ибо с игроком с другого сервера можно пересечься только случайно, только в данжеонах, гилдхестах или праймалах; свободно бегать по миру вместе, будучи на разных серверах, не получится.
не-сюжетные квесты, профессии, эмоции, PVPКроме сюжетных квестов не стоит пропускать еще и «квесты гильдии»: каждая профессия, боевая или мирная, имеет свой «штаб» в одном из городов, а в этом штабе «живет» персонаж – «глава гильдии», который выдает вашему персонажу каждые 5 уровней новое задание, обучающее новым умениям, рассказывающую историю гильдии и помогающую вам освоиться с новыми навыками. Так же, если вы захотите поменять боевой класс или получить мирную профессию, то именно через «штаб» вам и придется это делать: заходите в тот, который выбрали, обращаетесь сначала в регистратуру, потом к главе гильдии, и после небольшого диалога он выдает вам новое оружие 1-го уровня, надев которое вы и становитесь новым классом
. Остается только новый класс прокачать – для этого в игре есть огромное количество сайд-квестов, левел-квестов, «звериных» квестов («beast tribe»), хантинг логов и еще множество других возможностей.
Квестов в финалке – непроходимая уйма, от примитивно простых и коротких до сложных и весьма продолжительных; от драматически накаленных до безбашенно юморных. Опыта за них отсыпают щедро, более щедро дают только 1 раз в день за игру в «рулетку» (случайный подбор данжеона, гилдхеста или праймала; о них позже) или за выполнение хантинг лога. Последнее – не более, чем статистика в вашем меню: играя определенным классом вы можете найти список животных-мобов, которых вам надо выследить и убить в определенном регионе. Список обновляется каждые 10 уровней. Этих животных вы можете встретить случайно (они помечены специальным двойным полукругом) но часто приходится долго и упорно искать некоторых специально. За уничтожение каждого в списке в нужном количестве вы получаете дополнительный опыт, за полное выполнение лога – очень много дополнительного опыта, что хорошо помогает в прокачке нового класса. В том же меню вы можете найти аналогичные логи но для других игровых нужд.
Помимо квестов в игре всегда есть чем заняться, например, в любой момент прокачать своему персонажу другой боевой класс, которых в игре 2(два) десятка(!), или не-боевую профессию: в игре можно часами ловить рыбу, готовить еду, создавать доспехи и украшения, добывать ресурсы… всех занятий очень много и ни одно не обязательно для комфортной жизни, все только и исключительно на усмотрение игрока. Можно сходить с другими игроками в совместный поход (данжеон, их в игре тоже нереально разнообразно и много) или на какого-то одного крутого босса-праймала (невероятных способностей и внешнего вида моба). Для любителей драться не с «искусственным населением» а с другими (живыми) игроками – отдельный регион, т.е. игроки друг на друга не нападают и не подстерегают, PVP-бои (игрок против игрока) только на специальной арене и с вашего согласия. В PVP я не заходила, так что ничего сказать не могу, знаю только, что для таких боев некоторые способности и расходные вещи работают не так, как на мобах; есть свое оружие и экипировка, своя статистика, рейтинги и награда (например, уникальные маунты). В общем, свой отдельный мир в мире финалки. Если задаться какой-нибудь конкретной целью, например, заработать уникальное оружие или маунта, то играть в эту финалку можно вообще годами, не уставая и не пресыщаясь фэнтезийной жизнью. Даже простая, как может показаться, задача «оббежать все регионы с целью посмотреть дизайн» (а посмотреть есть на что, да и послушать: в каждом регионе звучит своя музыка, меняются день, ночь; а также погодные условия: дождь, туман, солнце, облачно, гроза…) может растянуться далеко не на один день, ибо и регионов много, и разобраться в их хитросплетениях непросто, да и мобов, их населяющих (и иногда нападающих), бесчисленно.
Guildleves квесты – ежедневные «фарминговые» задания-квесты, помогающие в прокачке персонажа. Помимо опыта за них дают деньги, вещи и расходные материалы: еду и напитки. Ливс-квесты выдают специальные персонажи в каждом регионе, так же их можно получить и в центре города, в «гильдии приключений». По-идее, их количество ограничено на один день, и выполнив их все, следующие вы можете получить только на следующий день. На практике же они накапливаются, и если вы не выполняли их несколько дней (а при первой прокачке они, в принципе, не нужны: достаточно будет того опыта, который дают сюжетные квесты) то затем ограничения по количеству вы просто не будете замечать. В отличие от квестов гильдии и сюжетных квестов, ливс-квесты можно выполнять в партии, т.е. объединившись с другим игроком с вашего же сервера или взять в партию Чокобо (да, он может быть не только маунтом, но и компаньоном с выбранной вами ролью в бою). Ливс-квесты делятся по типам: убить несколько конкретных мобов; собрать определенное количество каких-то предметов, вокруг которых, опять-таки, крутятся враждебные мобы; провести компьютерного персонажа из одной безопасной зоны в другую – по пути вас, конечно-же, будут атаковать, но выжить должны вы оба; ну или «усмирить» каких-то мобов специальной эмоцией, предварительно их также немного побить, не убивая.
Эмоции – отдельная фишка финалки.
Есть отдельная панель в меню, заполненная разными действиями, от простого махания рукой
до довольно сложных эмоциональных жестов самой разной направленности. Т.е. ваш персонаж может по вашему желанию прыгать от радости
, трястись от страха, махать рукой другу или салютовать начальству, подманивать кого-то, тихо плакать
или реветь в истерике
, успокаивать, хлопать по плечу, гладить свое или чужое животное по загривку, смеяться, хихикать, хохотать и даже танцевать разные танцы
. А также сидеть в разных позах на скамейках, стульчиках или просто на земле, в зависимости от того, есть ли рядом что-то, на что можно сесть. Совершенно замечательная задумка, очень оживляющая вашего персонажа и общение с другими игроками. Если эмоцию вы хотите продемонстрировать кому-то конкретно, то прежде, чем ее применить, нужно этого человека/персонажа «взять в цель», если цель не будет указана, то эмоция будет, так сказать, «обращена в зал». Самые часто используемые эмоции можно перетащить на одну главных панелей, чтобы не шарить в огромном меню, когда надо быстро кому-то махнуть, например.
«Звериные квесты» («beast tribe») похожи на ливс-квесты, но ограничения по количеству в день жестче. Они становятся доступны после 40-ых уровней, в ходе выполнения определенного сайд-квеста, взятого в городе, и также относятся к «фарминговым» заданиям. За них дают правда не только деньги и опыт, но и уникальную валюту для покупки уникальных вещей (правда совсем немного) и специальные очки репутации, необходимые для доступа к «скрытым» вещам у продавца той расы, чьи «звериные» квесты вы выполняете. Смысл в том, что кроме тех рас, которые доступны игрокам (теми же расами являются и большинство NPC-компьютерных персонажей) в мире XIV-ой есть еще и отдельные расы полузверей-полулюдей. Изначально вы встречаете их как обычных мобов в регионе их обитания, они атакуют вас как и все прочие агрессивные мобы, однако в ходе упомянутого выше сайд-квеста выясняется, что не все из них «звери» и среди них есть отдельные племена не желающие вражды с основным населением финалки. Вам открывается доступ в их лагерь и возможность брать 6 заданий в день для повышения своей репутации среди племени. С учетом того, что в каждом из 4х районов финалки свои племена зверолюдей, 6 заданий в день – это очень мало. Чтобы получить возможность купить у продавца племени уникального маунта, которого можно получить только здесь, надо фармить квесты конкретной зверорасы несколько месяцев
. Поэтому, если увидеть игрока, разъезжающего, например, на маунте-ящерице или летящего на скамейке с «китайскими фонариками» похожими на хэллоуниские тыквы, то можно сразу судить, сколько времени примерно он играет и каков его опыт
.
данжеоны, гилдхесты, праймалы, фейты; боевые ролиДанжеоны (подземелья, приключения... хотя, собс-но, «под землей», их проходит не много) в игре самого разного уровня сложности: от начальных тренировочных до невероятно сложных и длительных, где помимо «пройти, найти, открыть, убить» нужно знать и уметь еще тысячи вещей, и где согласованность совместных действий игроков нереально важна и сложна, и даже самая маленькая ошибка даже самого рядового члена партии приводит к смерти всех.
Для успешного происхождения простых данжеонов достаточно только уметь нажимать кнопки и знать свой класс, а именно какая роль в партии ему отведена. В финалке «традиционная» ролевая система ведения совместных с другими игроками боев: «танк», «хилер», «дамагер»; каждую из этих ролей может исполнять сразу несколько боевых классов, поэтому логичнее называть их именно по ролям, а не по названиям класса (паладин, темный рыцарь, ниндзя, белый маг & etc., я уже говорила, что в игре два десятка(!!!!!!) боевых классов). Танк ведет партию, он лидер по-умолчанию, и играют им, как правило, опытные игроки, уже прокачавшие пару-тройку других классов. Танк провоцирует мобов и удерживает их внимание на себе, защищая, тем самым, от их атак других членов партии. Хилер танка лечит, не позволяя ему умереть под атаками, а заодно присматривает за дамагерами, подлечивая и их, если они случайнопопали под раздачу не увернулись от АОЕ-атаки (по площади), и за самим собой, вовремя уворачиваясь и подлечиваясь, ибо смерть хилера даже в простом данжеоне, как правило, означает смерть всей партии. Смерть танка, впрочем, означает примерно тоже самое: уничтожив «главную цель» в виде постоянно провоцирующего их танка, мобы мгновенно разворачиваются и атакуют других членов партии, которые, не имея той устойчивости к урону, которая есть у танка, погибнут в течение нескольких секунд и никакой хилер не спасет. Хотя может, если успеет воскресить танка, но для этого нужны слаженные действия и полное отсутствие паники: дамагеры отвлекают мобов, стараясь, при этом, прожить как можно дольше, пока хилер кастует воскрешение на танка. Ну и сами дамагеры – дамажат
. Т.е. бьют мобов, нанося им урон, который не могут нанести ни танк, ни хилер.
Более сложные данжеоны становятся доступны на высоких уровнях, совсем сложные – еще и при определенных очках экипировки (персонаж должен быть одет уже не в самые простые шмотки, т.е. провести в игре несколько месяцев). Прежде чем идти в такие в первый раз, опытные игроки сначала просматривают записи прохождения другими игроками на ютубе, читают описания действий для своей роли на многочисленных гайдах, блогах и сайтах игроков, и только потом отправляются в путь. При этом вся партия сразу же видит, кто именно среди них новичок, и относится к нему соответственно: дают советы, снисходительно воспринимает ошибки… впрочем, о взаимоотношениях игроков тоже чуть позже. Кстати да, у финалки своя собственная социальная сеть: игроки могут завести свой собственный блог, читать чужие блоги и дружить с другими игроками независимо от того, кто из них на каком сервере играет. При этом доступ к блогу не зависит от доступа к игре: если вы не оплатили подписку на этот месяц, то читать и писать в блогах все равно можете, не можете только зайти в игру.
Гилдхесты (Guildhest) – это такие упрощенные данжеоны, намного короче и гораздо проще, своего рода «подготовка» игрока, обучение ведению совместных боев. Как правило, в них даже почти не разговаривают, просто некогда: зашли, нашли, убили, вышли.
Праймалы – одиночные боссы, до которых не нужно идти, как в данжеоне, но драться с которыми часто очень сложно, гораздо сложнее, чем с боссами гилдхестов и многими данжеонными боссами. Выбрав определенного босса в меню (или доверив выбор «рулетке») по мере сбора команды вы сразу же оказываетесь на арене перед этим боссом, который, правда, первым не станет нападать: бой начнется после того, как его начнет ваш танк, т.е. будет время обсудить тактику с другими игроками. Только несколько «начальных» праймалов рассчитаны на 4х человек, большинство же из них рассчитаны на команду из 8-ми (2 танка, 2 хилера, 4 дамагера) и взаимодействие между игроками требуется очень четкое и верное. Например, своего первого праймала мне и партии, в которую я попала, удалось «завалить» с первой попытки, но в основном за счет большой силе дамага моего «сопровождающего», а вот уже для второго праймала одной «силы дамага» оказалось недостаточно, требовались правильные действия всей партии. В итоге, завалить удалось только с 3-ей или 4-ой попытки.
Фейты (fate) – боевые события, случайным образом возникающие в регионе в определенных местах с определенной периодичностью. На карте они обозначаются фиолетовой областью и специальным значком, обозначающим тип фейта. Значок в виде пасти означает, что здесь появился крупный одиночный босс, значок в виде оружия – много мелких врагов, значок в виде крепости – NPC-персонаж, которого нужно защищать, и значок в виде мешочка – здесь нужно собирать какие-то предметы и сдавать их помеченному персонажу. Фейты так же хороший способ быстрой прокачки: на них обычно сбегаются игроки со всего региона, т.е. в густонаселенных районах все друг другу автоматически помогают, даже не объединяясь в партию. В мире финалки у игроков есть как не-любимые фейты, которых стараются избегать, так и любимые места прокачек: целая толпа народа сидит наизготове в ближайшем не-боевом населенном пункте с открытой картой и ждет появления фейта
. Как только фиолетовый значок появляется, к нему устремляется вся толпа на своих маунтах
. Со стороны выглядит довольно забавно
. У фейтов есть ограничения по времени, за которое их нужно выполнить, и ограничения по уровню: если ваш уровень много выше уровня, на который рассчитан фейт, то вам при входе в него нужно нажать на специальную кнопку «sync» чтобы ваш уровень синхронизировался, т.е. стал меньше текущего и соответствовал фейту (станут недоступны способности более высоких уровней). Уровень также синхронизируется при входе в низкоуровневый данжеон, гилдхест или на праймале.
маунты, миньоны, одеждаМаунты – ездовые животные, это отдельная песня финалки. Первую парочку вы получаете в ходе выполнения сюжетных квестов (чокобо после 20-го уровня, мехнического робота – под 50-ый, в конце основного сюжета) а вот проехаться на чем-то особенном, чтобы другие игроки завистливо оглянулись, это надо очень постараться. Некоторых маунтов можно только купить у игры и только за реальные деньги; особой зависти, они, правда не вызовут, разве что если они вам эстетически очень понравились; других можно получить в дар при покупке каких-нибудь «эксклюзивных» изданий игры, дополнительных материалов или артбуков, но большинство – только заработать путем долгой и сложной игры. Например, разъезжать верхом на маунте, похожем одновременного на белого льва и волка может только игрок, отработавший боевой профессией «паладин» (один из танков) в 200(!) высокоуровневых данжеонах самой сложной версии «extrеme»; а на золотом «роботе-чокобо» – игрок, получивший 500 рекомендаций от других игроков за совместные бои. Кстати, рекомендации довольно умно сделали: вы не будете знать, поставил ли вам кто-то рекомендацию за совместный бой до тех пор, пока он не закончится, вы не покинете данжеон и не вернетесь «домой». Т.е. вариант «ответной услуги» исключен совершенно. Кукушка не сможет похвалить петуха за то, что хвалит он кукушку © басня Крылова по той простой причине, что не сможет узнать, похвалил ли ее кто, и если похвалил - то кто именно. В итоге рекомендации ставят преимущественно за реальные заслуги, важный вклад в бой, полезные советы и прочее. Правда, хилеру или танку отхватить «лишнюю» рекомендацию обычно проще, чем дамагеру, но и работа у них на высоких уровнях в сложных данжеонах сама по себе очень серьезная.
Помимо маунтов в игре несусветное количество миньонов-спутников, которые будут просто бегать за вами «для красоты». Первую парочку вы получите следуя, опять-таки, сюжетным квестам, остальных можно купить, заработать в данжеоне, выбить с босса или получить в награду за покупку, конкурс или специальный праздничный квест. Их очень много, очень разных, и некоторые также могут вызвать в голове вопрос «да что же они курили, эти японцы, когда это придумали?». Есть очень популярные, которые есть у всех, есть любимые, которых все хотят получить, и есть редкие-уникальные, которыми не грех и похвастаться, вызвав в густонаселенном районе на зависть другим игрокам
.
Кроме миньонов игрока могут сопровождать магические существа, которых могут призывать некоторые магические профессии: арканист, саммонер, scholar. В городе они бегут за хозяевами подобно миньонам, но за городом также участвуют в боях, как чокобо-компаньон. Поэтому, увидев светящуюся волшебную феечку, зеленого «птеродактеля» или пушистых голубого или желтого «карбункула» – знайте, что это не просто «зверушка», а часть боевой способности. Так что недостатка в «живности», помогающей и сопровождающей игрока, в мире финалки нет.
Вообще все в финалке на любой вкус и опыт. Никто и никогда не заставит вас идти в слишком сложное для вас приключение или драться со слишком сложным праймалом. Вы вправе выбирать и играть только в то, что вам нравится/получается, сюжет не потащит вас на хард-версию или, тем более, на экстрим; ознакомится же с обычной версией хотя бы разок будет просто правильно. Хотя бы для того, чтобы просто ознакомиться с миром. А вот если вам стало слишком легко играть, то почему бы не сходить и на хард
. На вкус и цвет в финалке и одежда в том числе: её такое огромное и разновидное количество, что даже один и тот же (из двух десятков) классов в исполнении разных людей могут выглядеть совершенно по-разному, и не только из-за разных стадий развития своего персонажа. Например, однажды в данжеоне мне встретилась девочка кошкорасы класса черный маг, которая вместо традиционной одежды хорошо экипированного мага бегала в тапочках, махровом халатике и с полотенцем на голове
. На самом деле она, конечно, была одета в серьезные боевые доспехи, просто при помощи специальной функции этим доспехам был придан внешний вид «как только что из ванной» - ну вот такое чувство юмора у владельца персонажа
. Так что при наличии желания и умения ориентироваться в мире финалки, можно воевать хоть в железных доспехах, хоть в кожаных курточках, хоть в разного рода мантиях, хоть в кимоно, хоть в свадебном платье или костюме санта-клауса – фантазия не ограничена ничем
.
минусы и сравнение с другими он-лайн-играмиЕдинственный минус 14-ой финалки – отсутствие русской версии вообще. Ну не воспринимают японцы нашу страну как потенциального игрового покупателя
. Так что для комфортной жизни в финалке требуется отсутствие языковых проблем с английским (японским, немецким, французским…) и соответствующий выбор игрового сервера (создавая персонажа нужно точно знать, куда его «поселить»), ну или постоянный сопровождающий, который бы все вам показывал и рассказывал
. Впрочем, фанатских сайтов, путеводителей и записей видео с переводом и на русскоязычных ресурсах немерено (шутка ли: несколько миллионов реальных игроков!), так что при наличии цели и язык не будет помехой.
Вот, например. Или вот.
Ну и подсаживаешься, конечно, на эту хорошо продуманную «иглу» довольно крепко и надолго. Игровой процесс затягивает нереально, особенно после 50-го уровня, собственно, после его первого достижения и начинается в игре все самое интересное
т.е. получить общее представление об игре использую один лишь триал не получится. Правда и эмоций игрушка дарит изрядно, и, основном, положительных, чего не скажешь о других он-лайн-играх, в которые мне доводилось играть
.
Более подробное сравнение с нашими, русскоязычными, бесплатными он-лайн играми: бесплатный сыр только в мышеловке, да. Своими глазами видела, как играя в «бесплатные» игры люди ежемесячно вкладывали несколько тысяч реальных рублей, просто для того, чтобы выживать, ибо всевозможного вида расходных материалов для боев, крафта (создания вещей) и ремонта в таких играх такое огромное количество, что без ежемесячных нехилых вливаний реальных денег в бесплатных играх делать ровным счетом нечего. Ну, если только вы не мазохист и не хотите быть ежедневным «мясом» для битья всеми подряд, хоть мобами, хоть игроками. А уж про топовое оружие и доспехи, которое покупают ведущие игроки, так вообще… несколько тысяч(!) реальных долларов стоимости – норма. А ведь этот топовый шмот потом еще и регулярно чинить. Так что если вы хотите пару часов в день нырять в какой-нибудь иной мир, отличный от реальности, то мой вам совет: не смотрите «бесплатные» игры. Играйте в платную финалку
. Кроме скромной ежемесячной абонентской платы (ну и разовой покупки самой игры) от вас не потребуется совсем никаких денежных вливаний, вообще. Нет, можно конечно, влить кругленькую сумму, купить шмотки на рынке, которые сделали или выбили в качестве трофеев другие игроки, или купить красивого маунта, или миньона… но это вам никаких серьезных боевых преимуществ не даст. Вещи, которые дают серьезное боевое преимущество купить/продать нельзя совсем никак, только заработать самому. Вообще, как оказалось, в платной игре гораздо важнее уметь играть, а не быть одетым в крутую одежду и бездумно махать уникальным мечом/посохом/кинжалами/кулаками/книгой заклинаний. Шмотки, продающиеся на рынке, исправно, без всякого жмотствахитрых форумул вероятности выпадения, которыми пудрят мозги в бесплатных играх, дабы оправдать, почему со сложного босса, на прохождение которого ты потратил одноразовых расходников стоимостью в н-ную сумму денег, тебе не выпало вообще ничего в обязательном порядке щедро падают в данжеонах или даются за квесты, а самые простые, достаточные для прохождения этих самых данжеонов – за квесты в гильдии вашего класса или в обычном магазине в ближайшем городе за реальные копейки, которых вам только что не менее щедро отсыпали за простой сайд-квест. А вот если в каком-нибудь достаточно сложном данжеоне вы не знаете куда бежать и что делать, от кого уворачиваться а на кого нападать – то вам даже топовые шмотки не помогут. Знания, мозги и умение думать, оценивать ситуацию, более-менее прямые руки и реальный игровой опыт (не циферки, по которым считается уровень, а реальный опыт игры) – вот главная валюта XIV-ой. И её нельзя купить, только самому заработать. Тогда как в любых «бесплатных» играх во главе любого угла стоит необходимость вытянуть из вас «добровольно» как можно больше денег.
личный опыт и взаимоотношния игроковНу и пара слов о взаимоотношениях игроков. Однажды, от большого ума, Коноко забежалапоперек батьки в пекло вперед танка в комнату с мобами
И, не успела она сообразить, что происходит (действительно не успела понять, почему мобы вдруг ожили и полоски агрессии потянулись ко мне, а не к танку) как танк, до того стоявший в дверях и обсуждавший с другими игроками тактику прохождения данной комнаты, мгновенно включился в бой, перехватив «агро» мобов на себя, и тем самым спасая от верной смерти нерадивую Коноку
Вслед за танком в бой включились и остальные, ни единым словом не выказав своего недовольства на тему внезапно и без их согласия начавшегося боя, и не в чем вообще Коноку не обвинившим и не укорившим. Вообще в финалку, в отличие от многих других он-лайн игр, совершенно спокойно можно играть в гордом одиночестве, общаясь только с нарисованными персонажами и воюя с мобами. Однако взаимодействие с другими игроками – это особенная составляющая он-лайн игр, пропускать которую совсем, да еще в он-лайн игре, как-то нелогично
. На своем сервере вы можете встретиться и подружится с другими игроками в любое время: желающих поделиться опытом, помочь с квестами (а заодно завлечь в свой клан, которые здесь называют «free company») буквально на каждом шагу. С игроками же с других серверов можно пересечься только в данжеоне/праймале, причем в виду большого количества серверов и несусветного – игроков, пересечься с одним и тем же случайным игроком дважды совершенно нереально. Поэтому в простые данжеоны ходят, как правило, с рэндомами (случайно подобранными игрой людьми) т.е. партией, где все друг друга видят в первый и последний раз. Отсюда совершенно спокойное отношение к другим игрокам, новичкам и их ошибкам. Опытные игроки обязательно дают в чате подсказки, неопытные предупреждают о себе, и даже в самой случайной партии у вас будут и тот и другой. Чуть более сложные данжеоны фармят, как правило, уже опытные и хорошо экипированные игроки, встретить в них новичка, «залетевшего» по квестовым или сюжетным делам уже непросто, но и там к вам отнесутся вполне спокойно и даже радостно (за «первопроходца» в партии игра выдает всем участникам наградной бонус), если конечно, у вас хватило ума пойти в первый раз в рядовой роли дамагера, а не на ответственную должность танка/хилера
. Ну и в самые-самые сложные походы ходят, как правило, уже сыгранные группы из игроков с одного сервера, натренированные и проинструктированные. Чтобы попасть в данжеон не в случайную партию, уже знакомые игроки собирают заранее, в условленное время, объединяются в партию и только потом нажимают на выбранный данжеон. Если партия полная – игра сразу же отправит в поход, если кого-то не хватает, то игра сначала подберет на вакантные места рэндомов с нужной ролью, желающих сходить туда же, а уже потом отправит. Кроме дизайнерско-сюжетной разновидности и сложности прохождения, данжеоны/праймалы еще различаются по составу партий: на 4ых человек, на 8 и есть рейды на большее количество игроков (но в последних я не была).
От новичков много не требуют, например в одном из боев с праймалом (дело было посреди океана, на раскачивающейся от волн платформе) по итогам боя другие игроки дали мне аж 2 рекомендации, не за то, что внесла какой-то серьезный вклад в бой (большую часть времени я просто пыталась устоять на ногах когда все вокруг качалось и волны норовили смыть за борт, да вовремя добежать до укрытия от особо мощной атаки, и лишь изредка атаковала нужную, по заранее выданной инструкции, часть тела Левиафана – голову или хвост, периодически появляющиеся из океана то с одной, то с другой стороны) а просто за то, что будучи новичком/первопроходцем, умудрилась ни разу не помереть
. Другой босс оказался для меня в разы сложнее: почти весь бой я провалялась мертвой тушкой посреди арены
, и удивило меня не то, что я валялась (соб-но, знала, куда шла, если б не острая необходимость вообще бы не пошла, но меня убедили, что валяющиеся новички на этом боссе – норма, все такими были когда-то и никакого негатива у партии это не вызовет) сколько то, что хилеры умудрились меня поднимать и возвращать в бой целых 2 раза, прежде чем забили на это бесполезное занятие
. Негатива и правда не было, да его и некогда было высказывать – народ носился по арене с такой бешенной скоростью, переключаясь с одной цели на другую, уворачиваясь от бесконечных, сложных и мощных атак по площади, накладывающихся друг на друга, и при этом успевал заниматься своими прямыми обязанностями (танковать, дамажить, хилить), что у меня голова кружилась от одного наблюдения
. Помимо нагрузки для партии в моем бесполезном лице =) , была еще вторая нагрузка – другой игрок вылетел из игры в самом начале боя (возможно, инет оборвался), т.е. бой, рассчитанный на 8 игроков, по сути вели 6, хорошо еще, что «нагрузками» оказалась дамагеры, а не кто-то из танков/хилеров. Впрочем, оставшимся 2м дамагерам не позавидуешь – им приходилось работать за 4ых, с чем они, правда, успешно справились
. Если бы моя тушка всерьез мешала людям справляться с праймалом, партия имела бы полное право меня выкинуть из боя путем голосования, на практике же этой функцией крайне редко пользуются, ведь все когда-то были новичками, все всё понимают, и относятся, как правило, терпеливо. И еще была ситуация когда в достаточно сложном бою, со множеством отрежиссированных действий(от шаров такого-то цвета убегаешь, под эти подставляешься, вот эти атакуешь, когда начнется вот эта атака – беги вплотную к боссу, а когда вот эта – наоборот отбегай на край арены; когда вылетите «в параллельный мир» в белую комнату, то сначала лови камни, затем быстро бей вот этого монстра – он медленно кастует массовую атаку, не успеете его за это время убить – умрете сами; ну и когда вас выкинет обратно на исходного босса, следи за новыми атаками, уворачивайся и бей, снова как можно быстрее) в партии на 8 человек был только один хилер и тоже работал за двоих, успешно уворачиваясь и удерживая живыми 6 человек (+ себя) среди которых было много новичков, получающих серьезный урон, т.е. работы даже для двух хилеров хоть отбавляй (хилеру
).
Если говорить не о боссах, а именно о походах – то помню один поход в данжеон средней сложности, благо с партией (рэндомной) повезло, все были опытные (кроме меня =) ) быстро бежали и все делали сами, от меня требовалось только бежать сзади, желательно не отставать и не помирать, благо я играла дистанционным дамагером, т.е. мне, в отличие от дамагера-милишника, не требовалось даже находится в гуще боя, чтобы атаковать. Поход был длинный и интересный, но довольно тяжелый, в процессе я даже умудрилась вылететь из игры, но меня подождали (неписанный закон: вылетевшего по внешним обстоятельствам, например из-за обрыва интернета, ждут 5 минут, потом выбрасывают из партии чтобы игра нашла замену… впрочем, на практике тоже выбрасывают редко, т.к. все люди, и все всё понимают… и ждут, как правило, дольше) а к середине похода я тупо устала и перепутала 2го босса с третьим, вызвав хохот партии и веселые подшучивания
. В общем, все было хорошо, вроде бы даже со своими обязанностями я справлялась, хотя и понимала в глубине души, что остальные тянут лямку повышенной тяжести, пусть это и не так очевидно. Настоящая проблема пришла с финальным боссом: мне коротко объяснили куда бежать, что нажимать и куда вставать, и что бить надо не самого босса, а двух дополнительных драконов, которые в начале боя выглядят как элемент декора но в процессе будут постепенно друг за другом оживать
. Но мне все это не очень помогло
. От большей части атак я уворачивалась, и на нужную платформу забежать успевала… но не от всех и не всегда
. Хилер поднимал 3 раза, а с учетом того, что мне еще надо было призвать в бой своего магического помощника, прежде чем атаковать (он исчезает с моей смертью, и чтобы призвать его заново требуется слишком много времени для столь динамичного боя с быстротечными атаками) то получается, что второй дамагер отдувается за двоих, что естес-но, сказывается на продолжительности боя, и это уже очевидно
. Да и хилеру было непросто. Но опять-таки, никаких претензий и обвинений, только веселые подшучивания (ха-ха, опять лежишь? и как там на полу? да ничегоооо, не переживай, главное вон туда успей добежать… молодец!... еще пара пробежек и будешь супердамагером! ) ну или что-то подобное, доброе и веселое в том же духе
. И это все они успевают писать прямо во время боя, т.е. параллельно своим основным действиям, тогда когда я не успею делать даже базовые вещи
. Вот такое доброжелательное отношение осталось в моей памяти от этой красивой игрушки.
видео, музыка, скриншоты, ссылка на триал-версиюОнлайновая финалка – это на все 100тыщ500% тот случай, когда лучше один раз увидеть чем хоть сколько прочитать
. Ниже парочка трейлеров, показывающих, какие нововведения в игре появились к моменту их создания.
Так же можно скачать триал-версию, которая позволяет играть бесплатно 2 недели и докачаться до 20 уровня (в новой версии Heavensward максимальный уровень 60) последнее ограничение, правда, не помешает прокачать до 20-го уровня сразу несколько классов
. Качать тут.
музыкаВот такая миленькая музычка играет во время прохождения одного из данжеонов, т.е. в то самое время, когда вас всячески пытается отравить, разорвать, проглотить и уничтожить двумя десятками других способов местное мобонаселение
Ссылка на ютуб, видео в нем нет, просто другой записи не нашла.
Зато нашла на плеере пару других треков, звучащих, в основном, как музыка квеста или региона:
Download FFXIV To the Sun for free from pleer.com
Download FFXIV OST Pitfire for free from pleer.com
А вот такой музончик сопровождает бой с праймалом, в котором «моя валялась мертвой тушкой»
Download Titan Theme for free from pleer.com
скриншоты
моя в разных видах, на первой картинке - верхом на чокобо, на последней картинке - верхом на другом маунте, справа один из моих магических помощников:

парочка видов моего стартового города, на первой картинке дождь и еще один из моих магических помощников:

пара случайных скриншотов
смотрю на один из кристаллов, мимо пробегает другой игрок.

скриншот из простенького подземного данжеона, первый раз взяла на себе ответственную роль хилера, поэтому в качестве цели у меня не моб, а танк партии; его линию жизни синим цветом я и вижу вверху посередине экрана. список партии вверху слева: зеленым значком обозначен хилер (я), красным - дамагеры, синим - танк. первая линия у всех - линия жизни, вторая - маны, тертья - TP (то, что войны тратят вместо маны, которую тратят маги). Над третьей линией обкаст и другие эффекты, висящие на персонажах (мне как хилеру надо их знать, чтобы снимать отрицательные эффекты и обновлять положительные). Над списком партии - лимит бреак, общий дамаг партии, который один из участников может потратить в любой момент, но по-разному: тратят обычно дамагеры-милишники, у них он наносит точечный мощный урон конкретному боссу; иногда тратят черные маги/саммонеры, когда надо быстро убить много мелких мобов, у них он бьет по площади; танки и хилеры обычно его не используют. Справа список моих активных квестов, волнисто-огненный значок - сюжетный квест, над ним этапы текущего данжеона и время оставшееся на его выполнение. С опытной партией, правда, хватает 20 минут на любой данжеон
. Мимо меня пробежал арканист, а подо мной бежит за хозяином его карбункул
. Посередине внизу желтая линия с опытом до следующего уровня, над ней - панельки со способностями, по-умолчанию их две, но мне не хватает, добавила третью, и вытащила в них не только боевые спосбоности, но и расходники, чтобы в инвентаре не ковырятся, и кнопки управления Чокобо, которому, кстати, вход запрещен и в город, и в данжеон.
UPD. В честь бесплатных дней, данных всем игрокам, кто давно не заходил в игру, сделала новых скринов и записала видео
В комментариях.




Игра: Final Fantasy XIV
Разработчик: Square Enix
Дата релиза: 2010 (ver. 1.0) 2013 (ver. A Realm Reborn) 2015 (ver. Heavensward)
То, что меня всегда поражало в финалках – так это совершенно безграничная фантазия японских дизайнеров. В любой из игр серии буквально каждом шагу приходится широко открывать глаза и рот от удивления, наткнувшись на очередную зверушку (моба), увидев очередной летательный аппарат или даже доспех с оружием персонажа. То и дело хочется спросить: да что же они такое специфическое курят, эти японцы, когда придумывают ЭТО?






Подарили мне её на один из прошлых ДР: диск с версией «A Real Reborn» и целым месяцем оплаченной подписки (абон. платы). Немного пошевелив мозгами, Конока добавила еще к этому 2 недели бесплатного триала (пробной версии), проведя, таким образом, в игре около 1,5 месяцев. И, скажу я вам, это были 1,5 месяца совсем иной жизни в иной вселенной и с иными заботами


Мир XIV-ой не только довольно объемен, но и живописен: здесь вам и разнообразные приморские районы островного города-государства Лимса Ломинса, и бескрайние пустынные регионы Таналана с главным городом Ульда, и дождливые тропические заросли Гридании. Все регионы плотно заселены как компьютерными персонажами (NPC), выдающими квесты-задания или просто занимающимися какими-то своими делами, так и «дикими» животными (мобами), самых невероятных форм, размеров, поведения и внешнего вида

Все регионы объединены сетью больших голубых кристаллов – одна из финалковых традиций, переходящих из игры в игру: кристаллы служат точками телепорта из одного региона в другой. Каждый из этих кристаллов является точкой сохранения (в обычной игре) а в онлайновой – из него можно сделать точку воскрешения (set home point) возле которой воскреснет ваш персонаж, если вдруг где-то в путешествиях или при выполнении заданий умудриться погибнуть. К этой же точке воскрешения можно бесплатно телепортироваться из любой точки мира, правда с определенной периодичностью (способность «return» довольно медленно восстанавливается). Так же, некоторые кристаллы можно сделать «любимыми»: телепорт к таким избранным местам будет вдвое дешевле обычного, что также существенно облегчает путешествия по миру, особенно на высоких уровнях, когда вы уже со всем миром более-менее ознакомились, и вам постоянно приходится бегать из одного уголка в другой по разным квестам-заданиям. Начальные же квесты привязаны к вашему «стартовому» городу, специально, чтобы вам не приходилось далеко бегать. Внутри крупных городов есть своя собственная сеть мелких голубых кристаллов, с помощью которых можно перемещаться из одной части города в другую, при этом совершенно бесплатно, что тоже большая помощь игроку, т.к. и города действительно большие, и бегать по ним можно только на своих двоих (верхом на маунте нельзя), а бегать приходится часто и много.
Отличительной особенностью XIV-ой финалки от других «он-лайновых» игр является наличие сюжета: он начинается с момента, когда ваш первый персонаж впервые загружается на один из многочисленных серверов игры и заканчивается, когда ваш персонаж достигает 50-го уровня. Обычно в он-лайновых играх ограничиваются одной лишь «предысторией» мира, чтобы только объяснить разбиение на враждующие лагеря и постоянные военные действия, в этой же финалке история развивается вместе с вами, на ваших глазах. Главное, не пропускать квесты, помеченные особым «горящим» значком, они называются «main scenario» и постоянно сопровождают ваше путешествие по миру, не только рассказывая вам его историю, но и показывая все регионы, все функции, возможности и особенности игры; а также выдают первые необходимые вещи и первое ездовое животное – традиционную «финалковую» птицу Чокобо. Но даже когда вы сделаете все сюжетные квесты и они наконец-то закончатся… начнутся новые, продолжающие сюжет


Другой особенностью является кроссплатформенность игры: играть в эту финалку можно хоть на плейстейшен3, хоть на PS4, хоть на обычном компе. Причем эта кроссплатформенность не такая, как, например, у биоваров, где игрок на PS3 никогда не пересечется с игроком на ПК, даже если они будут играть в мультиплеерный режим в одно и то же время: по-сути, они будут находится в разных мирах. В XIV-ой финалке совершенно спокойно можно общаться и играть совместно, в одной партии с игроком с любой платформы, что мы, собс-но, и делали с моим "сопровождающим"

не-сюжетные квесты, профессии, эмоции, PVPКроме сюжетных квестов не стоит пропускать еще и «квесты гильдии»: каждая профессия, боевая или мирная, имеет свой «штаб» в одном из городов, а в этом штабе «живет» персонаж – «глава гильдии», который выдает вашему персонажу каждые 5 уровней новое задание, обучающее новым умениям, рассказывающую историю гильдии и помогающую вам освоиться с новыми навыками. Так же, если вы захотите поменять боевой класс или получить мирную профессию, то именно через «штаб» вам и придется это делать: заходите в тот, который выбрали, обращаетесь сначала в регистратуру, потом к главе гильдии, и после небольшого диалога он выдает вам новое оружие 1-го уровня, надев которое вы и становитесь новым классом

Квестов в финалке – непроходимая уйма, от примитивно простых и коротких до сложных и весьма продолжительных; от драматически накаленных до безбашенно юморных. Опыта за них отсыпают щедро, более щедро дают только 1 раз в день за игру в «рулетку» (случайный подбор данжеона, гилдхеста или праймала; о них позже) или за выполнение хантинг лога. Последнее – не более, чем статистика в вашем меню: играя определенным классом вы можете найти список животных-мобов, которых вам надо выследить и убить в определенном регионе. Список обновляется каждые 10 уровней. Этих животных вы можете встретить случайно (они помечены специальным двойным полукругом) но часто приходится долго и упорно искать некоторых специально. За уничтожение каждого в списке в нужном количестве вы получаете дополнительный опыт, за полное выполнение лога – очень много дополнительного опыта, что хорошо помогает в прокачке нового класса. В том же меню вы можете найти аналогичные логи но для других игровых нужд.
Помимо квестов в игре всегда есть чем заняться, например, в любой момент прокачать своему персонажу другой боевой класс, которых в игре 2(два) десятка(!), или не-боевую профессию: в игре можно часами ловить рыбу, готовить еду, создавать доспехи и украшения, добывать ресурсы… всех занятий очень много и ни одно не обязательно для комфортной жизни, все только и исключительно на усмотрение игрока. Можно сходить с другими игроками в совместный поход (данжеон, их в игре тоже нереально разнообразно и много) или на какого-то одного крутого босса-праймала (невероятных способностей и внешнего вида моба). Для любителей драться не с «искусственным населением» а с другими (живыми) игроками – отдельный регион, т.е. игроки друг на друга не нападают и не подстерегают, PVP-бои (игрок против игрока) только на специальной арене и с вашего согласия. В PVP я не заходила, так что ничего сказать не могу, знаю только, что для таких боев некоторые способности и расходные вещи работают не так, как на мобах; есть свое оружие и экипировка, своя статистика, рейтинги и награда (например, уникальные маунты). В общем, свой отдельный мир в мире финалки. Если задаться какой-нибудь конкретной целью, например, заработать уникальное оружие или маунта, то играть в эту финалку можно вообще годами, не уставая и не пресыщаясь фэнтезийной жизнью. Даже простая, как может показаться, задача «оббежать все регионы с целью посмотреть дизайн» (а посмотреть есть на что, да и послушать: в каждом регионе звучит своя музыка, меняются день, ночь; а также погодные условия: дождь, туман, солнце, облачно, гроза…) может растянуться далеко не на один день, ибо и регионов много, и разобраться в их хитросплетениях непросто, да и мобов, их населяющих (и иногда нападающих), бесчисленно.
Guildleves квесты – ежедневные «фарминговые» задания-квесты, помогающие в прокачке персонажа. Помимо опыта за них дают деньги, вещи и расходные материалы: еду и напитки. Ливс-квесты выдают специальные персонажи в каждом регионе, так же их можно получить и в центре города, в «гильдии приключений». По-идее, их количество ограничено на один день, и выполнив их все, следующие вы можете получить только на следующий день. На практике же они накапливаются, и если вы не выполняли их несколько дней (а при первой прокачке они, в принципе, не нужны: достаточно будет того опыта, который дают сюжетные квесты) то затем ограничения по количеству вы просто не будете замечать. В отличие от квестов гильдии и сюжетных квестов, ливс-квесты можно выполнять в партии, т.е. объединившись с другим игроком с вашего же сервера или взять в партию Чокобо (да, он может быть не только маунтом, но и компаньоном с выбранной вами ролью в бою). Ливс-квесты делятся по типам: убить несколько конкретных мобов; собрать определенное количество каких-то предметов, вокруг которых, опять-таки, крутятся враждебные мобы; провести компьютерного персонажа из одной безопасной зоны в другую – по пути вас, конечно-же, будут атаковать, но выжить должны вы оба; ну или «усмирить» каких-то мобов специальной эмоцией, предварительно их также немного побить, не убивая.
Эмоции – отдельная фишка финалки.






«Звериные квесты» («beast tribe») похожи на ливс-квесты, но ограничения по количеству в день жестче. Они становятся доступны после 40-ых уровней, в ходе выполнения определенного сайд-квеста, взятого в городе, и также относятся к «фарминговым» заданиям. За них дают правда не только деньги и опыт, но и уникальную валюту для покупки уникальных вещей (правда совсем немного) и специальные очки репутации, необходимые для доступа к «скрытым» вещам у продавца той расы, чьи «звериные» квесты вы выполняете. Смысл в том, что кроме тех рас, которые доступны игрокам (теми же расами являются и большинство NPC-компьютерных персонажей) в мире XIV-ой есть еще и отдельные расы полузверей-полулюдей. Изначально вы встречаете их как обычных мобов в регионе их обитания, они атакуют вас как и все прочие агрессивные мобы, однако в ходе упомянутого выше сайд-квеста выясняется, что не все из них «звери» и среди них есть отдельные племена не желающие вражды с основным населением финалки. Вам открывается доступ в их лагерь и возможность брать 6 заданий в день для повышения своей репутации среди племени. С учетом того, что в каждом из 4х районов финалки свои племена зверолюдей, 6 заданий в день – это очень мало. Чтобы получить возможность купить у продавца племени уникального маунта, которого можно получить только здесь, надо фармить квесты конкретной зверорасы несколько месяцев


данжеоны, гилдхесты, праймалы, фейты; боевые ролиДанжеоны (подземелья, приключения... хотя, собс-но, «под землей», их проходит не много) в игре самого разного уровня сложности: от начальных тренировочных до невероятно сложных и длительных, где помимо «пройти, найти, открыть, убить» нужно знать и уметь еще тысячи вещей, и где согласованность совместных действий игроков нереально важна и сложна, и даже самая маленькая ошибка даже самого рядового члена партии приводит к смерти всех.
Для успешного происхождения простых данжеонов достаточно только уметь нажимать кнопки и знать свой класс, а именно какая роль в партии ему отведена. В финалке «традиционная» ролевая система ведения совместных с другими игроками боев: «танк», «хилер», «дамагер»; каждую из этих ролей может исполнять сразу несколько боевых классов, поэтому логичнее называть их именно по ролям, а не по названиям класса (паладин, темный рыцарь, ниндзя, белый маг & etc., я уже говорила, что в игре два десятка(!!!!!!) боевых классов). Танк ведет партию, он лидер по-умолчанию, и играют им, как правило, опытные игроки, уже прокачавшие пару-тройку других классов. Танк провоцирует мобов и удерживает их внимание на себе, защищая, тем самым, от их атак других членов партии. Хилер танка лечит, не позволяя ему умереть под атаками, а заодно присматривает за дамагерами, подлечивая и их, если они случайно

Более сложные данжеоны становятся доступны на высоких уровнях, совсем сложные – еще и при определенных очках экипировки (персонаж должен быть одет уже не в самые простые шмотки, т.е. провести в игре несколько месяцев). Прежде чем идти в такие в первый раз, опытные игроки сначала просматривают записи прохождения другими игроками на ютубе, читают описания действий для своей роли на многочисленных гайдах, блогах и сайтах игроков, и только потом отправляются в путь. При этом вся партия сразу же видит, кто именно среди них новичок, и относится к нему соответственно: дают советы, снисходительно воспринимает ошибки… впрочем, о взаимоотношениях игроков тоже чуть позже. Кстати да, у финалки своя собственная социальная сеть: игроки могут завести свой собственный блог, читать чужие блоги и дружить с другими игроками независимо от того, кто из них на каком сервере играет. При этом доступ к блогу не зависит от доступа к игре: если вы не оплатили подписку на этот месяц, то читать и писать в блогах все равно можете, не можете только зайти в игру.
Гилдхесты (Guildhest) – это такие упрощенные данжеоны, намного короче и гораздо проще, своего рода «подготовка» игрока, обучение ведению совместных боев. Как правило, в них даже почти не разговаривают, просто некогда: зашли, нашли, убили, вышли.
Праймалы – одиночные боссы, до которых не нужно идти, как в данжеоне, но драться с которыми часто очень сложно, гораздо сложнее, чем с боссами гилдхестов и многими данжеонными боссами. Выбрав определенного босса в меню (или доверив выбор «рулетке») по мере сбора команды вы сразу же оказываетесь на арене перед этим боссом, который, правда, первым не станет нападать: бой начнется после того, как его начнет ваш танк, т.е. будет время обсудить тактику с другими игроками. Только несколько «начальных» праймалов рассчитаны на 4х человек, большинство же из них рассчитаны на команду из 8-ми (2 танка, 2 хилера, 4 дамагера) и взаимодействие между игроками требуется очень четкое и верное. Например, своего первого праймала мне и партии, в которую я попала, удалось «завалить» с первой попытки, но в основном за счет большой силе дамага моего «сопровождающего», а вот уже для второго праймала одной «силы дамага» оказалось недостаточно, требовались правильные действия всей партии. В итоге, завалить удалось только с 3-ей или 4-ой попытки.
Фейты (fate) – боевые события, случайным образом возникающие в регионе в определенных местах с определенной периодичностью. На карте они обозначаются фиолетовой областью и специальным значком, обозначающим тип фейта. Значок в виде пасти означает, что здесь появился крупный одиночный босс, значок в виде оружия – много мелких врагов, значок в виде крепости – NPC-персонаж, которого нужно защищать, и значок в виде мешочка – здесь нужно собирать какие-то предметы и сдавать их помеченному персонажу. Фейты так же хороший способ быстрой прокачки: на них обычно сбегаются игроки со всего региона, т.е. в густонаселенных районах все друг другу автоматически помогают, даже не объединяясь в партию. В мире финалки у игроков есть как не-любимые фейты, которых стараются избегать, так и любимые места прокачек: целая толпа народа сидит наизготове в ближайшем не-боевом населенном пункте с открытой картой и ждет появления фейта



маунты, миньоны, одеждаМаунты – ездовые животные, это отдельная песня финалки. Первую парочку вы получаете в ходе выполнения сюжетных квестов (чокобо после 20-го уровня, мехнического робота – под 50-ый, в конце основного сюжета) а вот проехаться на чем-то особенном, чтобы другие игроки завистливо оглянулись, это надо очень постараться. Некоторых маунтов можно только купить у игры и только за реальные деньги; особой зависти, они, правда не вызовут, разве что если они вам эстетически очень понравились; других можно получить в дар при покупке каких-нибудь «эксклюзивных» изданий игры, дополнительных материалов или артбуков, но большинство – только заработать путем долгой и сложной игры. Например, разъезжать верхом на маунте, похожем одновременного на белого льва и волка может только игрок, отработавший боевой профессией «паладин» (один из танков) в 200(!) высокоуровневых данжеонах самой сложной версии «extrеme»; а на золотом «роботе-чокобо» – игрок, получивший 500 рекомендаций от других игроков за совместные бои. Кстати, рекомендации довольно умно сделали: вы не будете знать, поставил ли вам кто-то рекомендацию за совместный бой до тех пор, пока он не закончится, вы не покинете данжеон и не вернетесь «домой». Т.е. вариант «ответной услуги» исключен совершенно. Кукушка не сможет похвалить петуха за то, что хвалит он кукушку © басня Крылова по той простой причине, что не сможет узнать, похвалил ли ее кто, и если похвалил - то кто именно. В итоге рекомендации ставят преимущественно за реальные заслуги, важный вклад в бой, полезные советы и прочее. Правда, хилеру или танку отхватить «лишнюю» рекомендацию обычно проще, чем дамагеру, но и работа у них на высоких уровнях в сложных данжеонах сама по себе очень серьезная.
Помимо маунтов в игре несусветное количество миньонов-спутников, которые будут просто бегать за вами «для красоты». Первую парочку вы получите следуя, опять-таки, сюжетным квестам, остальных можно купить, заработать в данжеоне, выбить с босса или получить в награду за покупку, конкурс или специальный праздничный квест. Их очень много, очень разных, и некоторые также могут вызвать в голове вопрос «да что же они курили, эти японцы, когда это придумали?». Есть очень популярные, которые есть у всех, есть любимые, которых все хотят получить, и есть редкие-уникальные, которыми не грех и похвастаться, вызвав в густонаселенном районе на зависть другим игрокам

Кроме миньонов игрока могут сопровождать магические существа, которых могут призывать некоторые магические профессии: арканист, саммонер, scholar. В городе они бегут за хозяевами подобно миньонам, но за городом также участвуют в боях, как чокобо-компаньон. Поэтому, увидев светящуюся волшебную феечку, зеленого «птеродактеля» или пушистых голубого или желтого «карбункула» – знайте, что это не просто «зверушка», а часть боевой способности. Так что недостатка в «живности», помогающей и сопровождающей игрока, в мире финалки нет.
Вообще все в финалке на любой вкус и опыт. Никто и никогда не заставит вас идти в слишком сложное для вас приключение или драться со слишком сложным праймалом. Вы вправе выбирать и играть только в то, что вам нравится/получается, сюжет не потащит вас на хард-версию или, тем более, на экстрим; ознакомится же с обычной версией хотя бы разок будет просто правильно. Хотя бы для того, чтобы просто ознакомиться с миром. А вот если вам стало слишком легко играть, то почему бы не сходить и на хард




минусы и сравнение с другими он-лайн-играмиЕдинственный минус 14-ой финалки – отсутствие русской версии вообще. Ну не воспринимают японцы нашу страну как потенциального игрового покупателя



Ну и подсаживаешься, конечно, на эту хорошо продуманную «иглу» довольно крепко и надолго. Игровой процесс затягивает нереально, особенно после 50-го уровня, собственно, после его первого достижения и начинается в игре все самое интересное


Более подробное сравнение с нашими, русскоязычными, бесплатными он-лайн играми: бесплатный сыр только в мышеловке, да. Своими глазами видела, как играя в «бесплатные» игры люди ежемесячно вкладывали несколько тысяч реальных рублей, просто для того, чтобы выживать, ибо всевозможного вида расходных материалов для боев, крафта (создания вещей) и ремонта в таких играх такое огромное количество, что без ежемесячных нехилых вливаний реальных денег в бесплатных играх делать ровным счетом нечего. Ну, если только вы не мазохист и не хотите быть ежедневным «мясом» для битья всеми подряд, хоть мобами, хоть игроками. А уж про топовое оружие и доспехи, которое покупают ведущие игроки, так вообще… несколько тысяч(!) реальных долларов стоимости – норма. А ведь этот топовый шмот потом еще и регулярно чинить. Так что если вы хотите пару часов в день нырять в какой-нибудь иной мир, отличный от реальности, то мой вам совет: не смотрите «бесплатные» игры. Играйте в платную финалку

личный опыт и взаимоотношния игроковНу и пара слов о взаимоотношениях игроков. Однажды, от большого ума, Коноко забежала




От новичков много не требуют, например в одном из боев с праймалом (дело было посреди океана, на раскачивающейся от волн платформе) по итогам боя другие игроки дали мне аж 2 рекомендации, не за то, что внесла какой-то серьезный вклад в бой (большую часть времени я просто пыталась устоять на ногах когда все вокруг качалось и волны норовили смыть за борт, да вовремя добежать до укрытия от особо мощной атаки, и лишь изредка атаковала нужную, по заранее выданной инструкции, часть тела Левиафана – голову или хвост, периодически появляющиеся из океана то с одной, то с другой стороны) а просто за то, что будучи новичком/первопроходцем, умудрилась ни разу не помереть






Если говорить не о боссах, а именно о походах – то помню один поход в данжеон средней сложности, благо с партией (рэндомной) повезло, все были опытные (кроме меня =) ) быстро бежали и все делали сами, от меня требовалось только бежать сзади, желательно не отставать и не помирать, благо я играла дистанционным дамагером, т.е. мне, в отличие от дамагера-милишника, не требовалось даже находится в гуще боя, чтобы атаковать. Поход был длинный и интересный, но довольно тяжелый, в процессе я даже умудрилась вылететь из игры, но меня подождали (неписанный закон: вылетевшего по внешним обстоятельствам, например из-за обрыва интернета, ждут 5 минут, потом выбрасывают из партии чтобы игра нашла замену… впрочем, на практике тоже выбрасывают редко, т.к. все люди, и все всё понимают… и ждут, как правило, дольше) а к середине похода я тупо устала и перепутала 2го босса с третьим, вызвав хохот партии и веселые подшучивания







видео, музыка, скриншоты, ссылка на триал-версиюОнлайновая финалка – это на все 100тыщ500% тот случай, когда лучше один раз увидеть чем хоть сколько прочитать

Так же можно скачать триал-версию, которая позволяет играть бесплатно 2 недели и докачаться до 20 уровня (в новой версии Heavensward максимальный уровень 60) последнее ограничение, правда, не помешает прокачать до 20-го уровня сразу несколько классов

музыкаВот такая миленькая музычка играет во время прохождения одного из данжеонов, т.е. в то самое время, когда вас всячески пытается отравить, разорвать, проглотить и уничтожить двумя десятками других способов местное мобонаселение

Зато нашла на плеере пару других треков, звучащих, в основном, как музыка квеста или региона:
Download FFXIV To the Sun for free from pleer.com
Download FFXIV OST Pitfire for free from pleer.com
А вот такой музончик сопровождает бой с праймалом, в котором «моя валялась мертвой тушкой»

Download Titan Theme for free from pleer.com
скриншоты
моя в разных видах, на первой картинке - верхом на чокобо, на последней картинке - верхом на другом маунте, справа один из моих магических помощников:




парочка видов моего стартового города, на первой картинке дождь и еще один из моих магических помощников:




пара случайных скриншотов

смотрю на один из кристаллов, мимо пробегает другой игрок.

скриншот из простенького подземного данжеона, первый раз взяла на себе ответственную роль хилера, поэтому в качестве цели у меня не моб, а танк партии; его линию жизни синим цветом я и вижу вверху посередине экрана. список партии вверху слева: зеленым значком обозначен хилер (я), красным - дамагеры, синим - танк. первая линия у всех - линия жизни, вторая - маны, тертья - TP (то, что войны тратят вместо маны, которую тратят маги). Над третьей линией обкаст и другие эффекты, висящие на персонажах (мне как хилеру надо их знать, чтобы снимать отрицательные эффекты и обновлять положительные). Над списком партии - лимит бреак, общий дамаг партии, который один из участников может потратить в любой момент, но по-разному: тратят обычно дамагеры-милишники, у них он наносит точечный мощный урон конкретному боссу; иногда тратят черные маги/саммонеры, когда надо быстро убить много мелких мобов, у них он бьет по площади; танки и хилеры обычно его не используют. Справа список моих активных квестов, волнисто-огненный значок - сюжетный квест, над ним этапы текущего данжеона и время оставшееся на его выполнение. С опытной партией, правда, хватает 20 минут на любой данжеон


UPD. В честь бесплатных дней, данных всем игрокам, кто давно не заходил в игру, сделала новых скринов и записала видео

@темы: брать по два, имхо
Держи за меня лапсы, иду к зубному! И завтра тоже!
Приду - прочитаю..
P.S. По моим расчётам, следующая халява подкатит где-то в конце июня. ;
Санни, перезалила скриншоты на дайри, он их портит сильно, конечно, в отличие от фликра, но раз уж фликр не кажет на моих условиях, то что ж поделать
перезалила скриншоты на дайри, он их портит сильно, конечно, в отличие от фликра
Ты там играешь кем-то с кошачьими ушками?
у тебя музыка грузится?
Да, музыку слышу. И она очень нравится.
Только прибежала домой и все еще НЕ все прочитала.
большие скрины с салютами и рыбалкой
местное население провожает на новое задание
кучка скринов верхом на разных маунтах
Квест из разряда регулярных. Выбран и записан случайным образом (обычно я беру сразу все доступные и делаю вперемешку, за один заход) здесь спецом взяла один. Пока искала нужное место на карте ночь наступила ^_^
Тоже из разряда регулярных, но другой
Один из простеньких данжеонов. Учусь играть хилером.
Данжеон чуть посложнее-поинтереснее, но целиком не записался, поэтому только финальный бой.
Ну и самый новый из данжеонов, появился совсем недавно. Была там первый раз поэтому бОльшую часть времени тупо бегу за партией и пытаюсь понять что происходит
В отличие от всех других данжеонов здесь при входе уровень игрока "опускается" до первого, т.е. по сути внутри данжеона нужно качаться заново, с 1го уровня до 60-го, постепенно делая доступными временно "отнятые" или даже еще неизученные способности. Кроме того, это единственные данж, где игра нарочно не соблюдает боевые роли: вместо традиционного набора танк - хилер - два дамагера, игра запускает 4х игроков без разбора роли-класса (если "повезет" собраться 4ым дамагерам, то они, по сути, обречены). Данж не весь, только первый этап (1-10 этажи). Слава Богу, проходить все этажи за раз необязательно, можно поэтапно (по 10 штук), прогресс сохраняется.
в самом начале - заставка, на которой скомпилированы именно те игроки, которые "попались" в одну партию, я в зеленом